Для чего строительному рынку Украины иностранные девелоперы

За последний год интерес иностранных девелоперов к проектам в столице Украины заметно повысился. Объясняется этот всплеск активности прежде всего относительной стабилизацией обстановки в стране в прошлом году и ростом количества сделок.

Как считает директор компании Best & Seller Ирина Луханина, спрос формируется прежде всего из-за устойчивого дефицита хороших участков под застройку, передает СтройОбзор со ссылкой на ABCnews.

"В центре столицы самый большой интерес наблюдался к участкам в 20-25 соток стоимостью 2-3 млн. долл., на окраине и в пригороде подыскивали землю под клубные дома или коттеджные поселки", – рассказывает она.

По наблюдениям управляющего партнера Kiev Standard Real Estate Олега Перегинца, отложенный спрос характерен и для премиум-класса.

"В прошлом году мы видели возвращение покупателей: за 2015-й было куплено 82 квартиры в столичных новостроях премиум-класса, за 2016-й – 157", – сравнивает он.

Самый большой спрос на участки в столице наблюдался, по данным участников рынка, в Соломенском, Подольском, Шевченковском, Печерском районах. Форматы работы иностранных девелоперов в Украине остаются разнообразными. Некоторые предпочитают находить местных партнеров. Другие, по наблюдениям Олега Перегинца, выбирают вариант покупки участка.

"Партнерство в наших условиях весьма рискованно", – считает эксперт.

По его данным, те проекты, которые стартуют в ближайшее время, будут реализовываться на выкупленных участках. Так, на участке в 10 га разместят несколько зданий бизнес–класса общей площадью 30 тыс. кв. м. На другом участке построят небоскреб премиум–класса общей площадью 40 тыс. кв. м.

В свою очередь, столичные застройщики, инвесторы, риелторы и прочие участники рынка всячески выражают оптимизм по поводу ожидающегося прихода иностранцев. Оптимизм острожный, но устойчивый.

"Мы ждем новых международных девелоперов, которые рассматривали рынок Киева давно и готовы стартовать. Это увеличит конкурентную борьбу и в итоге положительно скажется на продукте", – говорит Олег Перегинец.

Некоторые проекты уже дождались иностранных инвесторов и девелоперов, напоминает руководитель отдела разрешительной документации инвестиционно-девелоперской компании UDP Александр Дидык. В Киеве и за его пределами уже не первый год работают такие иностранные компании как Arricano, Seven Hills, Amstar, строящие торговую и жилую недвижимость. При этом, по мнению эксперта, основное преимущество иностранцев – не качество и не инновационность. "Проекты иностранных компаний составляют достойную конкуренцию местным девелоперам, развивающим свои проекты в аналогичных сегментах, однако ни технологически, эстетически или идеологически их не опережают", – говорит он.

По мнению Александра Дидыка, такие проекты как ТРЦ SkyMall или "Проспект", ЖК Park Avenue или Skyline вполне сравнимы с проектами отечественных девелоперов.

"Украинские девелоперы уже имеют внушительные портфели успешных проектов, давно научились приглашать к сотрудничеству известные иностранные проектные бюро, использовать высокотехнологичные разработки, предлагать отечественному потребителю западный стиль жизни и времяпровождения", – объясняет эксперт.

Основная ценность прихода иностранных девелоперов на украинский рынок в другом, полагают эксперты.

"Говорить о значительном влиянии иностранцев на наш рынок нельзя, поскольку это не очень большие проекты. Но, безусловно, они смогут привнести новые стандарты строительства", – говорит директор компании City Development Solutions Ярослава Чапко.

По ее наблюдениям, среди иностранных девелоперов, интересующихся нашим рынком, большую часть составляют граждане стран ближнего зарубежья или бывших республик СССР.

Александр Дидык полагает, что важней всего – репутационные принципы, которые несут с собой иностранцы.

"Иностранные девелоперы дорожат своим именем не только на словах. Они работают на рынке десятилетиями, тщательно выстраивая доверие и лояльность клиента к своему бренду. Именно бренд может капитализировать стоимость компании и убедить покупателя отдать свои деньги, тогда как потеря доверия к бренду может иметь необратимые последствия", – говорит он и добавляет, что в отечественных реалиях мало кто уделяет имени значительное внимание, предпочитая "урвать здесь и сейчас" и не слишком беспокоясь о долгосрочной перспективе.

В отличие от коллег, Александр Дидык считает наиболее вероятным и эффективным приход иностранных девелоперов в эконом–сегмент жилой недвижимости. Он объясняет это тем, что ключевым фактором, влияющим на принятие решения инвестора о покупке, является не лояльность к бренду, а цена квадратного метра. Поскольку основная масса застройщиков, работающих в этом сегменте, не имеет оборотных средств для проведения работ, финансируя строительство только из поступлений от продаж, то застройщики конкурируют не качеством предлагаемого продукта, а ценой.

"Иностранные девелоперы, располагающие оборотными средствами, в этом случае смогут составить достойную конкуренцию украинским компаниям", – считает Александр Дидык.

В то же время, по его мнению, в сегменте бизнес– и премиум–жилья, и, тем более, ритейла новым иностранным девелоперам будет гораздо сложнее отвоевать позиции у отечественных компаний.

"Здесь уже давно ведется не ценовая, а качественная конкуренция, а инструменты этой конкуренции в глобализированном мире доступны всем игрокам одинаково", –  говорит эксперт.

Главное же, считает Александр Дидык, что иностранные девелоперы смогут помочь излечить рынок от коррупции. 

"Только громкие заявления незаангажированных компаний о коррупционных схемах могут привести к изменению сложившейся ситуации", – уверен он.