Как кризис повлиял на украинский рынок франчайзинга

Негативный комплекс условий для ведения бизнеса, который сформировался на отечественном рынке за последние три года, на удивление не препятствует, а стимулирует франчайзеров к развитию.

Вместе с тем, франчайзи сегодня не готовы вкладывать большие инвестиции в открытие нового бизнеса. Если в 2013 году примерно в 60% случаев предприниматели покупали франшизы стоимостью 50-60 тыс. долл., то сейчас эта цифра находится в пределах 10-20 тыс. долл. Сократился и спрос.

"Три года назад мы ежемесячно подписывали до восьми контрактов на разработку франшиз, в 2014-2015 годах один в два-три месяца. Сейчас же снова идут подписания. Конечно, мы в этом году не выйдем на докризисные показатели, однако позитивная тенденция уже есть", — рассказал глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос.

По его словам, теперь перед подписанием договора франчайзи стали точно и детально просчитывать валютную составляющую запуска бизнеса, какую сумму, в какой валюте они платят, из какой страны везут товар или необходимое оборудование.

"Франчайзи действительно стараются уменьшить затраты на запуск бизнеса, переводя часть расходов в гривну или существенно оптимизируя оборудование, как можно меньше используя импортные составляющие, запуская бизнес с более дешевым форматом. Это характерно для франшиз со стоимостью от 50 тыс. долл. до 100 тыс. долл", − добавил Андрей Кривонос.

Со своей стороны франчезеры теперь лояльнее относятся к использованию полуформатных схем: это касается уменьшения размеров помещений, адаптации бизнеса под рынок, изменения ассортимента персонально для каждой точки и прочее.

РАЗДЕЛЕНИЕ РЫНКА

По традиции рынок франчайзинга в нашей стране разделен между отечественными и зарубежными франчезерами. Эксперты отмечают, что мало зарубежных компаний, лидеров в мире по количеству открытых точек, получают такие же результаты и в Украине. К примеру, на рынке салонов красоты есть лишь несколько зарубежных франшиз, которые открыли больше одного салона.

Это можно объяснить тем, что иностранная франшиза будет стоить на порядок дороже. В условиях договора зарубежный франчезер прописывает использование только иностранного оборудования. И очень часто украинцы просто адаптируют известные форматы под отечественный рынок, существенно уменьшая сумму необходимых инвестиций.

По материалам: ABCnews