Какие изменения повлечет за собой создание Службы финансовых расследований

В марте 2017 года Кабинет Министров одобрил законопроект, которым в Украине создается Служба финансовых расследований. Основной целью данного законопроекта является ликвидировать налоговую милицию и оптимизировать структуру органов, ведущих борьбу с финансовой преступностью.

Как сообщил СтройОбзору руководитель налоговой практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры »Роман Блажко, в настоящее время противодействуют экономической преступности в Украине четыре органа: налоговая милиция; департамент защиты экономики Национальной полиции; департамент контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности Службы безопасности Украины следственные органы прокуратуры.

С принятием закона все полномочия по раскрытию и досудебного расследования преступлений в экономической, финансовой и налоговой сферах будут осуществляться только Службой финансовых расследований.

По словам юриста, после создания этой Службы будет ликвидирована не только налоговая милиция, но и подразделение Национальной полиции по борьбе с экономической преступностью. Полномочия департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ будет значительно сужен.

В частности, планируется, что Служба будет расследовать преступления, связанные с использованием финансовых ресурсов, налогообложением и оборотом подакцизных товаров и тому подобное. К подследственности Службы будет принадлежать около 30 статей УК Украины, включая такие «популярные» статьи, как:

  • 191 - завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением;
  • 212 - уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей);
  • 222 - мошенничество с финансовыми ресурсами;
  • 358 - подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов.

«Создание Службы можно рассматривать как своего рода люстрацию налоговой милиции и других органов, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями», - уверен Роман Блажко.

Сейчас правительственным законопроектом предусмотрено, что Служба будет полностью создана из новых кадров. К конкурсу не будут допущены лиц, после 2010 года проходили службу в подразделениях правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям.

«Критерии допуска к конкурсу, на наш взгляд, сформулировано недостаточно четко. Если, например, говорить о работниках Национальной полиции (бывшей милиции), то все выглядит примерно так: дорога в Службу, скажем, участковым инспекторам Национальной полиции однозначно открытой, бывшим работникам в свое время легендарной Государственной службы борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) - однозначно нет. Последние - работники подразделения по противодействию экономическим преступлениям», - добавляет юрист налоговой практики ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Антон Гаврик.

Сложнее ситуация со следователями и бывшими работниками тоже некогда легендарного Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП).

«Эти подразделения лишь частично занимались противодействием экономическим преступлениями (вместе с противодействием так называемым «общеуголовных преступлений»). Поэтому могут их работники быть допущены к конкурсу - вопрос спорный», - подчеркивает Антон Гаврик.

Важно, что работники будущей Службы финансовых расследований по аналогии с Национальным антикоррупционным бюро Украины будут иметь статус детективов. Должностей оперативных работников и следователей, которые сейчас работают в налоговой полиции и других органах, занимающихся борьбой с экономической преступностью, больше не будет.

Ожидается, что детективы новой Службы будут получать достойную заработную плату. Например, у рядового детектива должностной оклад составит 20 прожиточных минимумов, что примерно составляет 32 тыс. грн. Такой подход применен по примеру НАБУ для уменьшения соблазна продолжать «глубоко укоренившиеся коррупционные практики».

«Что касается лично нас, то мы видим позитив в создании Службы. Позитив по крайней мере в том, что сосредоточение полномочий по расследованию преступлений в одной структуре приведет к устранению дублирования функций правоохранительных органов и повышение эффективности расследования», - отмечает Антон Гаврик и приводит пример: «С созданием Службы невозможной станет реальная на сегодняшний день ситуация, когда одни и те же преступления, скажем, связанные с налогообложением, могут расследоваться различными органами. Так, если сведения об уклонении от уплаты НДС попадают в органы Национальной полиции, преступление может получить квалификацию и расследоваться по ст. 191 УК (завладение имуществом путем злоупотребления служебным положением). Если же эти самые сведения поступят в налоговой полиции, преступление могут квалифицировать и расследовать по ст. 212 УК (уклонение от уплаты налогов)», - добавляет Антон Гаврик.