Портал о новостройках

Бегущая стройка новости + объекты

СтройОбзор открыл Группу  в Facebook "Строители Харькова"    //   Все акции и новостройки от застройщиков - в разделе Новостройки Харькова

Реконструкция Харьковской филармонии: продолжение следует?

Сегодня областная филармония – самый грандиозный проект и в то же время самый масштабный долгострой Харькова. Старт началу восстановления исторического здания был дан в 2005 году. За более чем 10 лет реконструкции удалось выполнить лишь часть запланированных работ – сдать первый пусковой комплекс, который по сути – лишь 40% всего проекта.

Впереди – еще много работы, которую, кстати глава области Юлия Светличная (как, впрочем, и другие ее предшественники) обещает завершить в кратчайшие сроки.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Здание Харьковской областной филармонии является памятником архитектуры. Оно было построено в 1829 году на ул. Рымарской. Долгое время здесь размещался один из лучших частных пансионов в Харькове. В 1858 году в нем открыли одно из роскошных увеселительных заведений, наподобие английских клубов, а позже здание было продано купеческому обществу, основавшему в нем коммерческий клуб.

В 1871 году при клубе был создан симфонический оркестр, а в 1890 году купеческое общество передало здание оперному театру. 

До реконструкции

"Крупные реконструкции здания проходили в 1890 и в 1955 годах, - рассказал СтройОбзору главный архитектор области Михаил Рабинович. – Но со временем отсутствие средств на развитие культуры и собственника привели к тому, что здание стало потихоньку разрушаться, приходить в упадок. Дошло до того, что в аварийном состоянии оказался большой зал и его закрыли. Там были повреждены конструкции кровли, перекрытия, появилась масса других проблем. Оттуда вывели артистов и коллектив оркестра филармонии начал работать в зале в фойе, и многие годы концерты давались там".

Долгие годы само здание, как таковое, находилось под угрозой полного исчезновения – оно могло не только потерять статус, но и, попав в плохие руки, полностью быть демонтировано.

Как мы уже писали, старт реконструкции был дан в 2005 году, тогда появились первые средства, которые дали возможность для начала войти в здание проектировщикам, чтобы понять, какой объем работ им (и другим специалистам) еще только предстоит выполнить. 

"В этот момент и началось то, что мы называем большой серьезной работой, связанной с проектированием и собственно реконструкцией. К работе приступили специалисты всех направлений – непонятно было, с чем связана аварийная ситуация здания, поэтому исследования проводили спелеологи, геодезисты, были установлены эхолокации, благодаря которым определялись подземные пустоты. Начала также работать группа конструкторов. За всю свою историю здание было реконструировано несколько раз, эти работы, с одной стороны –  улучшали функционирование, но, с другой – не всегда качественное их выполнение ухудшало эксплуатационное состояние филармонии", - рассказывает архитектор.

Старые помещения

Так, было вычислено, что здание состоит из блоков. Например, один из залов раньше был просто летней площадкой, которую со временем застроили. С тыльной стороны располагалось множество складов, хозяйственных построек, которые уже не представляли никакого интереса с точки зрения ни истории, ни архитектуры, ни эстетики.

В то же время другие помещения филармонии являются действительно ценными. К примеру, большой зал проектировали по аналогу и чертежам знаменитого зала дворца Тюильри во Франции. В то время как дворец Тюильри сгорел, концертный зал Харьковской филармонии уцелел даже во времена бомбежек Второй мировой войны, и оставался, таким образом, единственным в мире образцом уникальной акустики такого рода.

Вот и получилось, что задача специалистов была сохранить или (так будет правильнее) снова воссоздать историю.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ

Сказать, что реконструкция Харьковской филармонии началась именно благодаря приобретению нового органа, было бы, неверное, неправильно (тем более, что здание давно требовало восстановления). Но то, что орган сыграл немалую роль в истории нашей филармонии, не вызывает сомнений.

Проект фойе большого зала

Работы, связанные с реконструкцией самого здания, проходили параллельно с хлопотами, которые возникли в связи с переносом музыкального инструмента из зала Успенского собора в новый будущий зал филармонии.

В 2009 году было подписано решение о передаче в ведение Харьковской Епархии Украинской Православной Церкви Успенского Собора, в котором размещен орган, принадлежащий филармонии. В Соборе параллельно по согласованному графику проходили концерты органной музыки и церковные службы. Клавишно-духовой инструмент нужно было перевозить в здание на Рымарской.

Чтобы справиться с огромным, но при этом достаточно хрупким инструментом были приглашены специалисты из Чехии, которые в свое время этот самый орган и собирали. Без сомнения, инструмент можно было демонтировать и установить в другом зале, но только зал этот должен был соответствовать определенным параметрам. А раз уж меняем параметры и геометрию будущего зала, то почему бы не поменять и сам орган. Вот так идеи, выстроившись одна за другой, привели к тому, что был объявлен тендер на покупку нового инструмента. 

Победителем в конкурсе на установление органа для Харьковской областной филармонии среди всех компаний-производителей органов, которые предоставили свои коммерческие предложения, стала немецкая фирма "Александр Шуке". А консультантом по реконструкции зала стал известный специалист в области акустики Вольфганг Анерт.

Органный зал

Акустика зала должна была быть рассчитана таким образом, чтобы в нем мог звучать и орган, и оркестр, и хор, и вокалисты… Представители фирмы "Шуке" совместно с Анертом, посетив филармонию, предложили изменить параметры зала – разобрать технический этаж, тем самым увеличив максимально объем помещения.

Чтобы достичь высокого качества звуковоспроизведения был применен принцип изменения геометрии зала. Так, появились в проекте специальные акустические потолки, которые, с помощью специальных программ, можно было подстроить под каждый инструмент. Проще говоря, эти панели или зажимают объем зала или расширяют его. Четыре больших панели расположены на потолке, под них прописана программа, которая заранее выставляется оператором.

"Весь зал - это складчатые конструкции, где просчитана система плоскостей. Углы, стены, потолок где-то отражаю звук, где-то уводят его, где-то рассеивают", - говорит Михаил Рабинович.

Дальше возник вопрос эстетики зала, когда с помощью соотношений цвета, объема, фактуры, пространств необходимо было раскрыть тему музыки. Поэтому в зале было сделано много индивидуальных деталей – вплоть до самых мелочей.

Будущий ресторан

"Акустика зала просчитана таким образом, что даже кресла должны работать как элемент отражения звука, - добавляет архитектор. – Когда только начиналась реконструкция это должен был быть стандартный набор помещений – коридоры, залы, фойе. Но строительство нового органного зала (на 500 человек) повлекло за собой изменения идеологии здания – комплекса в целом.  Нам надо было реконструировать большой зал на 800 человек, плюс у нас был небольшой зал в фойе (около 100 человек), сразу появилась потребность в камерном зале. Мы изучали опыт работы европейских музыкальных комплексов. В итоге, в проекте появилась и студия звукозаписи, и репетиционный зал, и современные технические помещения, и диспетчерская, и театральное кафе, и прочее. Наша задача была сделать так, чтобы филармония могла работать как один большой музыкальный центр, но в то же время каждый ее отдельный зал, отдельный блок мог функционировать самостоятельно".  

Таким будет камерный зал

ЗА КУЛИСАМИ

Итак, первый пусковой комплекс филармонии торжественно открыли в августе 2016 года.

Вместе с ним уже полноценно работают все инженерные коммуникации, технические службы и сооружения. Зрительская часть: зона гардеробов, входные группы запущены пока по временной схеме.

Но красивый и современный органный зал, с креслами высокими потолками, сценой, то есть то, что видят зрители (или то, что им разрешается видеть) – это всего лишь часть проделанной работы.

Чтобы запустить первый комплекс, прежде всего, нужно было привести в порядок все инженерные сети, электро, водоснабжение – в общем все то, что необходимо для полноценного функционирования филармонии, и то, без чего ни один контролирующий орган не принял бы здание в эксплуатацию.

"В здании оборудована система диспетчеризации, которая дает возможность оператору обеспечить жизнь филармонии – следить за работой комплекса, не допускать сбоев и в случае какой-либо неполадки быстро устранить ее. Работу филармонии обеспечивает и мощная подстанция, которая связана с городскими коммуникациями. Здание такого класса требует бесперебойного обеспечения электроэнергией. Есть там и большой генератор, на случай если что-то происходит на станциях на городских сетях. С тыльной стороны под землей установлен огромный резервуар с водой. В здании также находится мощная насосная станция. Каждый квадратный метр территории плотно задействован", - говорит Михаил Рабинович. 

Обслуживать такую "мощную машину" – тоже дело непростое. Только для одного зала необходима специальная техника – компактные вышки на гусеничном резиновом ходу с люлькой, которые с одной точки могут подняться в любую часть зала. Такие вышки используют для помещений (залов) подобных классов. Естественно, что и стоят они недешево.

А ДАЛЬШЕ

Следующие на очереди второй и третий пусковые комплексы. Один из самых сложных, но в то же время интересных этапов подготовки второго комплекса – реконструкция большого зала. Впрочем, реставраторы уже сейчас трудятся над его восстановлением.

Восстановленный Большой зал

"В планах – восстановить исторические детали. Например, обивку кресел. Раньше во время реставрационных работы старую ткань не меняли, она протиралась, и ее покрывали новой. Поэтому, когда наши реставраторы начали разбирать кресла, они обнаружили старую ткань, и было принято решение – к новым креслам подобрать точно такую. Особенно хорошо обивка сохранилась на ограждениях между ложами. Такая же ситуация и с люстрами, которые будут восстановлены по старым фотографиям. И таких элементов масса – объемные барельефы, кариатиды и прочие", - говорит Михаил Рабинович.

Помимо большого зала, второй комплекс также включает в себя музей музыки и выставочный зал. Кстати, зрительская часть здесь тоже будет временная, вплоть до того, пока не будет готов третий пусковой комплекс, который собственно и станет завершающей нотой.

Третий пусковой комплекс – это большой двухуровневый атриум входной зоны, с центральной лестницей, и залом в фойе.

Будущий вестибюль

"Третий комплекс соединит в одно целое первый и второй. И после этого филармония будет работать, как единый механизм", - подчеркивает архитектор.

Что касается территории вокруг, то ее благоустройством займутся после того, как будет готов фасад. Чем украсят небольшую площадь перед центральным входом в филармонию еще неизвестно – возможно, это будут декоративные скульптуры или модные сегодня так называемые сухие фонтаны.

* * *

Как мы уже писали выше – завершить все работы обещают в ближайшие время, а если говорить конкретней – в течение трех лет, но (а без этого "но" не обходится ни один проект) при условии стабильного и своевременного финансирования.

Источник: СтройОбзор 

1921 просмотр



Дополнительные ссылки