Украинскую газотранспортную систему оценили

Компания Baker Tilly провела оценку украинской газотранспортной системы (ГТС). Ее стоимость пока официально не объявлена. Но источники "Ъ" утверждают, что существует несколько вариантов оценки — в пределах $26-29 млрд. Эта сумма должна стать отправной точкой при создании газотранспортного консорциума с российским "Газпромом" по управлению ГТС. Но Москва, скорее всего, сочтет ее завышенной, и Киеву придется согласиться на более скромную цифру, отмечают эксперты.

Как заявил министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, компания Baker Tilly завершила оценку газотранспортной системы Украины. Сколько она стоит, министр не уточнил, пообещав, что цифра станет публичной после принятия закона о приватизации НАК "Нафтогаз Украины": "Цифра есть. Закон примем и потом озвучим". 

Официально в Минэнерго, "Нафтогазе" и "Газпроме" стоимость украинской ГТС не комментируют. Наталья Полянская из Baker Tilly сообщила "Ъ", что "Нафтогаз" запретил компании комментировать результаты. Но источник "Ъ" в Минэнерго рассказал, что аудитор подготовил несколько вариантов оценки. Стоимость ГТС и подземных хранилищ газа (ПХГ), согласно им, колеблется в пределах $26-29 млрд. "Эта цифра должна быть использована в ходе переговоров с Россией по вопросу создания совместного предприятия. Мы предлагаем, чтобы с украинской стороны в уставный фонд СП была внесена ГТС с ПХГ. Российская же сторона в обмен на 50-процентную долю в предприятии может предоставить нам скидку в размере $12-15 млрд и гарантировать загрузку трубы,— рассказал собеседник "Ъ".— Это позволит нам четыре года получать российский газ по цене $260 за тысячу кубометров". 

Украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 году — в $24,8 млрд, в 2009-м — в $9,9 млрд. Источник "Ъ" в "Нафтогазе" вчера подтвердил: оценка показала, что ГТС стоит порядка $26-29 млрд. "Предыдущие оценки были намного меньше, но они не учитывали множества важных факторов, таких, например, как стоимость осуществления аналогичных трубопроводных проектов в Европе сегодня",— заявил источник в компании. По его словам, предыдущие оценки делались исходя из начальных капиталовложений в ГТС за вычетом износа. А нынешняя учитывает маржинальную прибыль, которую способна генерировать ГТС, ее значение для снабжения Европы газом и стоимость аналогичных конкурирующих проектов. 

Пойти на уступки российской стороне Украину вынудили как проблемы с наполнением бюджета, так и продолжающийся спад на рынке металлопродукции. Напомним, после того как в I квартале не были выполнены плановые показатели наполнения общего фонда госбюджета, в апреле его доходы упали даже по сравнению с апрелем прошлого года, в связи с чем темпы роста доходов сократились с 9% до 5,5%. Низкий мировой спрос на сталь заставил экспертов существенно скорректировать свои прогнозы в отношении темпов роста промышленного производства по итогам года. Если в январе-феврале эксперты прогнозировали выход на высокие темпы промышленного роста уже к середине года, то теперь эти ожидания перенесены на конец года. 

ГТС "Укртрансгаза" состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37,6 тыс. км в однониточном исчислении и 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе России с Украиной составляет 288 млрд кубометров, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд кубометров, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд кубометров. Природный газ поступает в Украину по 22 магистральным газопроводам ("Союз", "Прогресс", Уренгой—Помары—Ужгород и др.), а выходит за пределы Украины — по 15.

По материалам:  Коммерсантъ-Украина