Татьяна Ильичева: история рынка жилой недвижимости Харькова за 10 лет

Татьяна Евгеньевна  Ильичева – один из наиболее опытных менеджеров рынка жилой недвижимости Харькова, руководитель отдела по работе с клиентами строительной компании «Авантаж». В компанию пришла 10 лет назад, когда в Первой столице только начали появляться новострои.

О том, какие изменения произошли за последнюю декаду на рынке Харькова, как менялась компания Авантаж и о других важных для рынка темах,  СтройОбзор беседует с экспертом.

- Татьяна Евгеньевна, на рынке первичной недвижимости Харькова есть немного руководителей, которые были бы опытнее вас. Когда Вы пришли на рынок девелопмента? Каким был Ваш путь в профессию?

- В компании «Авантаж» я начала работать в 2004 году в качестве специалиста по продажам. Соответствующего отдела в компании на тот момент не было: «Авантаж» был небольшой, но очень амбициозной командой. Хотя первое знакомство с рынком недвижимости у меня произошло годом ранее, правда, в другом его сегменте – вторичном. Благодаря полученным знаниям пришла в компанию «Авантаж», сегодня – крупнейшего игрока на рынке недвижимости в городе Харькове – менеджером отдела по работе с клиентами. В то время отдел только начал формироваться, как отдельная структурная единица компании, и приобретать вид, в котором находится и по сегодняшний день. В 2009 году я получила диплом в области менеджмента, что позволило мне занять должность руководителя отдела по работе с клиентами компании «Авантаж».

- 10 лет достаточно большой период, для того чтобы Вы как эксперт могли делать вывод о развитии рынка недвижимости в Харькове. Что изменилось за это время? Какие можете назвать тенденции?

- В 2004-2005 годах рынок жилой недвижимости Харькова только начинал формироваться. Одной из характерных черт того времени я бы назвала недостаточное предложение. Особенно в 2007-2008 годы. Спрос на новое жилье рос бешеными темпами. И лидеры рынка – 5-7 компаний, которые вводили в эксплуатацию до 90 % всего жилья в городе – не успевали за ним.

В Саржином Яру началось строительство нового жилого комплекса бизнес-класса. Обновлено

Интерес к новому жилью и доверие к застройщикам со стороны покупателей к тому моменту достигли своего максимума. Дефицит качественных, интересных проектов, непрерывно растущие спрос и цены на недвижимость привели к возникновению так называемого «диктата продавца». Этот период характеризуется также появлением большого количества новых игроков, которые начинали строительные проекты, не имея достаточного профессионального опыта на этом рынке. Что привело к появлению непродуманных проектов.

После кризиса 2008 года доверие к строительной отрасли в Харькове было подорвано. Это катастрофически сказалось на темпах и объемах строительства. Объекты стали вводится в эксплуатацию поштучно, а строительство новых домов на протяжении нескольких лет даже не начинали. В первые послекризисные годы спрос был исключительно на готовые объекты. Незавершенные же лишились источника финансирования: ипотечное кредитование было прекращено, спрос на недострои упал до нуля.

Компания «Авантаж» приступила к строительству первого в Харькове дома класса "Де люкс"

Последние 3 года ситуация на рынке выровнялась. Компании, которые с честью выдержали экзамен «кризисом», сдают в эксплуатацию объекты и приступают к строительству новых, на рынке устойчивый спрос и стабильные цены. Если говорить о тенденциях, то рынок стал более цивилизованным и более конкурентным. Выросла борьба за покупателя. Удовлетворить потребности – вот приоритетная задача застройщика.

ЖК Олимп- Вы помните проект, после которого Авантаж в городе перестали воспринимать как молодую амбициозную компанию, и вы перешли в высшую лигу?

- Да. Этим проектом стал жилой комплекс «Олимп». К его строительству «Авантаж» приступил в 2003 году. «Олимп» стал самым смелым и захватывающим проектом на рынке недвижимости Харькова. Высокий, красивый, современный. Это был знаковый проект для компании. Ему не было аналогов в Харькове на то время и, конечно же, этот дом вызывал интерес. Вместе с тем нельзя сравнить уровень доверия к компании, который был тогда, с нынешним. Практически каждая сделка проходила при непременном и непосредственном участии первого лица компании. Очень, кстати, характерная черта для рынка недвижимости того периода: доверие к компании в первую очередь определяла репутация руководства.

- Существует мнение, что в посткризисное время на рынке недвижимости произошла кардинальная перемена: если раньше балом правил продавец, то после 2009-го года диктовать условия стал покупатель. Так ли это?

- Действительно, до 2008 года рынок рос стремительно. Оптимистический настрой покупателей относительно стабильности своих доходов, активное ипотечное кредитование, динамичное развитие новых проектов, понимание преимуществ нового жилья по сравнению со старым (к этому времени у многих уже появился положительный опыт проживания в новостройках) – все это способствовало развитию некой истерии на рынке недвижимости. В условиях ограниченного ликвидного предложения клиенты боялись остаться без выбора, хорошие варианты моментально находили покупателя. Цену диктовал продавец.

В 2008 году ситуация изменилась на прямо противоположную. Ажиотажный спрос сменился ожиданием. Покупатель ждал снижения цен. Люди если и были готовы вкладывать деньги в недостроенную недвижимость, то исключительно в ту, цена и характеристики которой должны были быть настолько привлекательны, по мнению покупателей, чтобы перевесить риски по невыполнению сроков строительства.

- Каким было положение «Авантажа» накануне кризиса 2008 года и как компании удалось пережить такой непростой период?

- Мы встретили кризис с двумя недостроенными объектами: второй очередью 22-этажного дома премиум-класса, где были построены только три этажа, и 9-ти этажным домом эконом класса по пр.Косиора. В этом объекте также на тот момент было построено всего несколько этажей. Благодаря клиентоориентированным программам приобретения квартир, а также, благодаря уже завоеванному нашей компанией к тому времени доверию клиентов, нам все же удалось вывести объекты с «мертвой точки». Жилой дом эконом-класса проспекту Косиора был сдан в эксплуатацию в июле 2012 года. На заключительном этапе строительства находится 2-ая очередь ЖК «Авантаж», 22-этажного дома по улице Культуры. Мы планируем завершить строительные работы по этому объекту в этом году.

- Татьяна Евгеньевна, насколько нам известно, компания «Авантаж» одна из первых в Харькове поменяла приоритеты в технологии строительства: от кирпичной застройки перешла к монолитно-каркасному строительству. Что подвигло Вас к такому рисковому решению?

Почему же рисковому? Мы решили быть первыми в технологиях, которые позволят харьковчанам получить жилье нового типа – большие квартиры, нестандартные планировки, запоминающаяся архитектура самого жилого комплекса. Монолитно-каркасная технология – это проверенная временем строительная технология, которая активно используются во всем мире. Эта технология имеет свои неоспоримые преимущества и особенности: она позволяет строить дома повышенной этажности, произвольной конфигурации. Позволяет создавать неповторимые архитектурные облики. От кирпичного строительства мы тоже не отказались полностью. В настоящий момент мы возводим новый кирпичный дом в спальном районе Харькова – по проспекту Орджоникидзе.

- Когда Вы говорите о качестве домов, то какие критерии помимо технологии строительства Вы выделяете?

Первая по важности характеристика дома – месторасположение. Внутри помещения можно сделать любой ремонт, лишь бы средств хватило. А вот месторасположение объекта изменить невозможно. Авантаж скрупулезно подходит к выбору строительных площадок для своих проектов. Ежегодно команда архитекторов и строителей прорабатывает несколько десятков площадок, чтобы выбрать одну-две с самой лучшей транспортной и пешеходной доступностью; развитой инфраструктурой. Конечно, никто не забывает о значимости красивого индивидуального архитектурного решения и удобных планировок, особенно в премиальных объектах. Но месторасположение – как показывает практика – это самая важная характеристика.

На второе место по важности поставлю тот факт, что мы единственная компания в городе, которая самостоятельно обслуживает все наши построенные и введенные в эксплуатацию объекты. Авантаж берет на себя обязательства не только достроить и сдать объект в эксплуатацию, но также следить за работой всех систем, обеспечивающих комфорт жильцам, впоследствии.

Третья важная для покупателей характеристика, над которым мы непрерывно работаем – качество строительства. Качество складывается из ряда показателей: проверенных и надежные материалов и технологий, многолетнего опыта нашего департамента строительства.

- Как вы оцениваете результат по выше перечисленным показателям, ведь они трудно поддаются измерению?

Есть в нашем отделе по работе с клиентами показатель, который позволяет судить об успешности, – количество квартир, проданных старым клиентам или по их рекомендациям. На сегодняшний момент он превышает 40 %. Этой цифрой мы мы гордимся и приложим все усилия, чтобы и в дальнейшем соответствовать высоким требованиям наших клиентов.

Источник: СтройОбзор