Налог на недвижимость в Украине отложили на один-два года

 В связи с тем, что налоговики не успели в оговоренные сроки сформировать реестр владельцев «лишних» квадратных метров, парламентом было принято решение отложить введение налога на недвижимость.

Согласно Закону «О внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Украины относительно объектов жилой недвижимости», в нынешнем году физические лица не должны оплачивать налог на нее.

«В 2013 году органы Государственной налоговой службы не начисляют налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, физическим лицам — плательщикам налога, и этот налог физическими лицами не оплачивается», — указывается в документе.

На текущий год фискалами запланировано доформировать реестр налогоплательщиков. Для этого они должны были до 1 июля направить собственникам жилья сообщение о сверке количества принадлежащих им жилых объектов и размеров их жилой площади. А владельцы должны были сверить полученные данные с документами о праве собственности на недвижимость.

Однако параллельно с этим налоговая рассылала и платежки, часть из которых уже была оплачена. Так, по словам Вячеслава Бусарева, директора Департамента налогообложения физических лиц Министерства доходов и сборов Украины, в бюджет Украины на конец июня поступило 7,2 млн грн.

Поэтому проблемы в первую очередь возникли у тех граждан, которые уже перечислили свои кровно заработанные в казну. Естественно, Миндоходов уверяет, что физлицам, уплатившим этот налог, не о чем беспокоиться. Согласно Налоговому кодексу, для подачи заявления о возврате излишне уплаченных средств у них есть три года, поясняют чиновники.

Для того чтобы деньги были возвращены, достаточно всего лишь обратиться с заявлением в местную налоговую инспекцию. Либо же эта сумма будет перенесена на следующий налоговый период.

«Лично я сильно сомневаюсь, что кому-то удастся легко вернуть деньги. Скорее всего, процедура будет сложной и мучительной», — уверен Александр Рубанов, президент Союза специалистов по недвижимости Украины.

Поддерживают эту точку зрения и юристы. «Чисто технически порядок возврата таков: подается заявление в Миндоходов. В нем обязательно указывается форма возврата — текущий счет в банке, погашение денобязательства по другим платежам или возврат наличными по счету. Затем не позднее 15 дней (7 рабочих дней до окончания 20-дневного срока) со дня подачи заявления Миндоходов направляет заключение в Госказначейство, которое и перечисляет денсредства», — детализирует процесс Дмитрий Семенов, партнер юридической компании IBLC Group.

В то же время, по словам юриста, если на счетах казначейства недостаточно денег для возврата, что в наше время не редкость, то придется действовать по-другому. «Нужно, чтобы управление местного казначейства обратилось в центральное отделение с запросом о выделении дополнительных средств. Однако процесс может затянуться, потому что если это не предусмотрено бюджетом, то возврат будет затруднительным», — говорит Семенов.

Единственным позитивным моментом принятого документа является то, что налоговики пересмотрели налогооблагаемую базу. Если раньше собственник нескольких объектов недвижимости не имел права суммировать их общую жилую площадь, то теперь это стало возможным. А значит, этот налог теперь коснется действительно только зажиточных граждан, а не людей, которые владеют, например, двумя однокомнатными «хрущевками».

«Даже в самых больших современных квартирах соотношение жилых и вспомогательных помещений 30% на 70%. Так что под этот налог практически ничего не попадает. Он касается только владельцев нескольких крупных объектов недвижимости», — резюмировал Александр Рубанов. 

Консалтинговая компания "SV Development"