Доступное жилье в Харькове: Какие государственные программы сворачиваются, а какие все-таки начнут работать

С начала года ни один новый договор по государственным и городским программам “доступного жилья” не был подписан. Об этом СтройОбзору сообщила директор Харьковского регионального управления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Наталья Алферова. По ее словам, вся работа фонда сейчас направлена на то, чтобы помочь людям, которые заключили договора в прошлом году, получить свое жилье.

Напомним, в Харькове работали три программы

“Удешевление ипотеки” - нуждающийся в улучшении жилищных условий мог взять кредит в банке на строительство квартиры на 15 лет под 16 % годовых без дополнительного залога. При этом  доход и обслуживание кредита не меньше чем  50%  совокупного дохода семьи. Человеку компенсируется из госбюджета  13%  годовых. Поэтому в действительности покупатель недвижимости платит только 3% годовых. Первый взнос по данной программе составляет 25% от стоимости квартиры.

“Молодежное  кредитование” - программа стартовала еще в 1998 году. Согласно этому механизму молодые люди или семьи (до 35 лет) получают на строительство (реконструкцию) жилья . льготный кредит  На срок до 30 лет под  3% годовых и системой льгот в зависимости от количества детей.        

“30 на 70” - программа работает с 2010 года, по этой программе государство или город за счет бюджетных средств на безвозвратной основе нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам обеспечивает  30% скидку на строительство жилья.

В конце прошлого года начались перебои с финансированием  двух последних  программ.  А в марте ситуация изменилась принципиально.

"После внесения изменений в Госбюджет, новых соглашений по программе доступного жилья, в рамках которой гражданам предоставляется поддержка в виде 30% от стоимости жилья, заключаться не будет. Впрочем, остается вопрос граждан, которые в рамках этой программы заключили в конце прошлого года соглашения, но не успели получить господдержку", - сказал весной этого года глава правления госфонда Леонид Рысухин.

Также финансирование программы льготного кредитования молодежи сокращенно на 54,1 млн. грн., до 25,9 млн. грн, а финансирование программы удешевления стоимости ипотечных кредитов (13/3) уменьшено на 230 млн. грн., до 110,2 млн. грн.

Впрочем, в Харькове на местном уровне в городской бюджет все-таки заложены деньги на эти программы на 2014 год.

“Несмотря на то, что в городском бюджете заложены средства на доступное жилье, мы сейчас эти программы не финансируем. Причина -  казначейство ничего не проплачивает. Смысл заключать договора, ели они не проплачиваются? Строители продают квартиры и без нас. Так сегодня лежат договора с прошлого года  в казначействе. Получается, что строители ждут оплату за квартиры скоро  уже год”, - говорит Алферова

По ее словам, всего в этом году предусмотрено на программы около 13 миллионов гривен в  местных бюджетах -  1,5 миллиона за прошлый год по льготному молодежному кредитованию, 5 миллионов гривен по “30 на 70” ,  еще  5 миллионов гривен по льготному кредитованию, а также 1,4 млн. грн. на молодежные кредиты  из областного бюджета.

“Сейчас “зависли”  два городских кредита и два по госбюджету - один договор не оплачен еще с сентября прошлого года. Почти год человек ждет свою квартиру. Ему даже пришлось поменять объект, потому что дом был сдан и его квартира продана. По доступному жилью  - программе “30 на 70” из государственного бюджета все 5 человек уже получили долгожданную поддержку. Частично выплачены и городские средства. С двумя семьями Казначейство рассчиталось полностью, а с тремя, пока не в полном объеме”, - рассказал СтройОбзору руководитель Харьковского отделения Всеукраинской ассоциации МЖК “Укрмолодьжитло” (организации, свое время создавшей Фонд)   Александр Вензель.

Как рассказал Вензель, у Фонда есть еще один источник льготного кредитования молодых семей.

“Это так называемый «Уставной капитал» Фонда. В этом году у нас есть два новых кредита за счет средств Фонда.  Такой кредит могут получить только молодые семьи и этот кредит не такой как обычный льготный. Проценты за пользование определяются,  как ставка НБУ  плюс 3% годовых и без льгот на детей. В прошлом году вообще никто не хотел этот кредит брать. А в этом, когда банки практически прекратили ипотечное кредитование, появились желающие”, - говорит Вензель.

Как рассказала директор регионального управления Наталья Алферова, заложники ситуации не только харьковчане, строители, но и работники Фонда, которые сейчас остались без дополнительного дохода.

“Фонд также зависит от программ. Мы не являемся бюджетной организацией. Поэтому если у нас работают программы, то есть финансирование, нет программ - нет финансирования. Мы сидим на голых окладах - минимальная заработная плата.  Я не думаю, что в этом году будет  что-то происходить по программам. Если в прошлом году задержка с платежами Казначейства наблюдалась с августа, то сейчас эта ситуация не прекращается”, - говорит Алферова.

Даже если программы снова заработают, они будут не такими “доступными”, как раньше. Ведь, говорит Алферова, условия программ остались прежние, а вот цены на квартиры в новых домах поднялись. В то же время застройщики идут навстречу покупателям и ждут месяцами.

Впрочем, не пострадали те, кто раньше взял кредиты по программе “Удешевления ипотеки”, и сейчас регулярно получают компенсацию.

“Компенсации кредитных ставок идут в нормальном режиме, потому что это защищенная статья бюджета. Сейчас в Харькове порядка 180 человек оплачивают кредиты по программе “Удешевления ипотеки”.  Это же касается и «Молодежных банковских». Это еще одна программа, которая работает в Харькове с 2003 года. Здесь порядка 600 человек получают свои компенсации”, - говорит Вензель.

В фонде уверены, что в ближайшее время программа “Удешевления ипотеки”  не заработает. А вот программа “30 на 70” еще вполне актуальна.

“С февраля 2014 года в Украине банки перестали давать долгосрочные кредиты, тем более под 16% годовых и без твердого залога. Поэтому говорить о том, что программа “Удешевления ипотеки” заработает  - бессмысленно. Программа “30 на 70”  - если  будет предложение, то спрос, возможно,  появится. Потому что харьковчане все равно смогут “получить  подарок”. Пусть и менее  30% реальной стоимости квартиры. Все равно  - это от 50 до 130 тысяч гривен в зависимости от состава семьи. Тем более городские власти настроены на то, чтобы реализовывать эту программу. Но пока мы не можем до конца использовать то, что уже выделено из-за специфики бюджетных процессов, - говорит Вензель -  Если верить заявлениям профильного Министра и вице-премьера, а я ему верю, то нужно ожидать принципиального переформатирования жилищных госпрограмм”.

По мнению Вензеля, основное развитие должны получить именно местные программы. Однако для этого необходимо уже сегодня принять на центральном уровне решение и законодательно сделать “защищенными” казначейские платежи по всем без исключения механизмам помощи населению.

“Пока этого нет, поэтому теряется такой огромный инвестиционный ресурс, как средства населения.  По своей сути все программы, которые много лет реализует Фонд, являются не социальными, а инвестиционными. Бюджетные расходы окупаются очень быстро, поскольку, как известно, строительство является налоговым мультипликатором. То есть, одно рабочее место  в строительстве – это еще 3-4 рабочих места в смежных отраслях. А значит и налоги и отчисления в ПФ и прочее. А если в программах задействованы и банки, то экономический эффект для государства и территорий только усиливается. Сегодня, как никогда актуальным представляется мощное развитие жилищных программ, как источника наполнения бюджетов. К сожалению, пока что этого не происходит”, -  говорит Вензель.

Источник: СтройОбзор