Рынок коммерческой недвижимости-2015: три главных тренда

Эксперты сходятся на том, что обвал национальной валюты и связанный с этим спад покупательской активности 2014 года значительно изменил рынок коммерческой недвижимости. Причем речь шла не только о снижении арендных ставок и росте вакантности торговых площадей, изменился сам подход к ценности того или иного объекта. Сегодня можно сказать, что рынок принял новые кризисные условия, и начал по ним работать. О том, в каких реалиях рынок работает в 2015 году, и что нужно знать собственникам и арендаторам, чтобы выжить в быстро меняющейся среде, рассказал СтройОбзору руководитель отдела торговой недвижимости консалтинговой компании «КИТ» Виталий Щуров.

По мнению эксперта, можно выделить три ключевых тренда, актуальных для рынка коммерческой недвижимости в 2015 году.

Во-первых, расчеты по договорам практически в 100% случаев теперь производятся в гривне. «Постепенно, с 2008 г. рынок переходил на расчеты в гривне. Сегодня распространенной практикой является дополнительное соглашение, по которому собственник и арендатор считают доллар по курсу на день расчета.  Пересматривается такое соглашение, как правило, один раз в год. Расчеты в гривне – шаг к более цивилизованному рынку, который отражает реальное положение вещей. То, что рынок, по большому счету, заточен на гривну,  показывает практика – хочешь не хочешь, но с этим приходится считаться», – комментирует Виталий Щуров.

Во-вторых, изменились сроки аренды, на которые заключаются договоры. Практически никто из арендодателей сегодня не рискует подписывать договор на 10 лет и более, они предпочитают как можно более короткий срок, чтобы не упустить свое в случае улучшения ситуации. В свою очередь, арендаторы стремятся заключать более долгосрочные договоры.  «Здесь есть определенный конфликт интересов – и выигрывают те, кто идет на компромиссы.  Можно сказать, что рынок усредняет эту ситуацию, в итоге арендодатель подписывает договор на 3 – 5 лет, а арендатор соглашается с  возможным повышением стоимости не более 10%», – комментирует эксперт.

Третьим, возможно, наиболее важным изменением, является то, что рынок коммерческой недвижимости сейчас однозначно стал рынком покупателя.  В связи с этим, в объектах не только упала стоимость аренды, но и изменилась сама ценность этих объектов.  «Все объекты коммерческой недвижимости можно разделить на три основные категории. Назовем их условно объекты «на 5», «на 4», «на 3». Влияют на такое разделение  местонахождение объекта, геометрия пространства, инженерные коммуникации, соответствие цены условиям и другие факторы», – рассказал Виталий Щуров. По мнению эксперта, разные категории продемонстрировали в 2014 – 15 годах разную динамику проседания. Объекты «на пятерку» потеряли в стоимости в 1,5 – 2 раза, «на четверку» – в 2 – 3 раза. Ценность объектов «на тройку» вообще осталась под вопросом, потому что пока здания высшей категории есть на рынке, при небольшой разнице в стоимости, остальные вообще могут быть непродаваемыми.

В этой ситуации в лучших условиях оказались те собственники, которые вкладывали деньги в более дорогую и качественную недвижимость. Виталий Щуров приводит такой пример: «В Харькове есть два объекта, расстояние между которыми буквально сто метров. Юридический адрес – одна  и та же улица. Но в одном стоимость квадратного метра до кризиса была 2 тыс. у. е., в другом, из-за лучших условий, 3 тыс. у. е. Допустим, собственник решил сэкономить, и приобрел здание, которое было дешевле. В итоге сегодня здание, которое стоило дороже, попало в категорию «на четверку» и держится на плаву. А объект, который был дешевле, попал в низшую категорию, сейчас стоит пустой и приносит владельцу убытки, связанные с оплатой коммунальных платежей и т. д». В крупном выигрыше в перспективе могут оказаться собственники, которые инвестируют в качественные объекты, пока цена на них невысока. «Риск в бизнесе присутствует всегда, это правило без исключений. Но в сфере коммерческой недвижимости такой риск сегодня оправдан, так как появился кратковременный шанс приобрести качественные объекты по ценам 2004 года. Кроме того, на рынке появляются объекты «на 5+», которые раньше вообще не выставлялись на продажу», – комментирует эксперт.

 По мнению Виталия Щурова, именно понимание новых условий на рынке является ключом к выживанию: «Рынок коммерческой недвижимости сегодня профессионализируется и четко определяет, к какой группе относится объект в новых реалиях. Все субъекты рынка должны ясно это понимать, а не жить прошлым. И уже от новых условий  должна строиться стратегия  – где выгоднее потратить больше с расчетом на перспективу, где нужно пойти на компромисс, от каких откровенно слабых в нынешней ситуации объектов выгоднее избавиться и т.д.».

Источник: СтройОбзор