Игорь Райнин - об обороне и "бытовом сепаратизме"

Председатель Харьковской облгосадминистрации Игорь Райнин назначен на этот пост сто дней назад. Его называют человеком из команды Президента Украины. Он сам позиционирует себя как менеджер, который обеспечил порядок в регионе благодаря жесткости, решительности и законности. Итак, первые сто дней у руля.

- Сто дней назад, на первой пресс-конференции, вы оценили ситуацию в Харьковской области на "хорошо", отметив, в том числе, недостатки в укреплении обороноспособности региона и упущения в борьбе с сепаратизмом. Что удалось исправить?

- Нет пределов совершенству, и в любой работе есть, что улучшать. В целом, считаю, ситуация нормальная. И это не только моя личная оценка. Это оценка Президента Украины и Кабмина, она высказывалась не раз. Прифронтовая пограничная Харьковская область по ряду позиций вышла в лидеры в стране. В первую очередь, это касается темпов укрепления обороны региона. В феврале, вы помните, ситуация была жаркая, напоминала раскаленную сковородку. Но уже тот факт, что майские праздники прошли мирно, говорит сам за себя. Это касается и возросшего уровня координации силовых ведомств. Большое количество диверсионных групп, проникших в регион извне, обезврежено, проведена результативная оперативная работа внутри области.

С помощью центральных властей мы пополнили личный состав пограничной службы, армии, милиции, Национальной гвардии, структурировали эти подразделения и, в результате, усилили обороноспособность региона. Теперь о строительстве фортификационных сооружений. Харьковская область строит 31 объект в Луганской области, 10 из них уже сданы, остальные будут сданы в соответствии с планом-графиком. Со стороны госграницы в Белгородском направлении возведено современное фортификационное сооружение - форт "Солнечный", состоящий из нескольких элементов. Форт находится на окружной дороге около Харькова, где пересекаются дороги Белгород-Харьков и Киев-Ростов-на-Дону, что крайне важно. Его строительство - это инициатива Харьковской облгосадминистрации. Форт получил позитивную оценку министра обороны Украины по результатам инспекционной проверки. Он выполнен по всем правилам современной инженерии и сейчас проходит испытания, которые также проводит Минобороны. В ближайшее время - через 5-10 дней - форт будет взят под охрану и передан на баланс либо Нацгвардии, либо пограничной службе.

- Подкреплялась ли эта большая работа "вливаниями" из госбюджета?

- Нет, в госбюджете и областном бюджете средства на эти цели не заложены. Это патриотический вклад промышленных предприятий Харьковской области. Я не буду называть сумму, сметную стоимость. Когда речь идет о защите родины, о деньгах говорят не в первую очередь. Нам надо было выполнить определенный объем работы - и он выполнен. Не спрашивайте, сколько сил сосредоточено на границе. Скажу, что их достаточно для того, чтобы оперативно реагировать на любые изменения ситуации со стороны противника.

- Не так давно в одном из интервью вы утверждали, что сепаратизма в Харьковской области нет и не будет. Я правильно вас поняла?

- Правильно. Ситуация в конце мая абсолютно отличается от той, которая была в феврале. Мы сумели в областном совете обеспечить полную победу проукраинских сил, переход депутатов на государственную позицию. За признание России агрессором проголосовали 99 депутатов. Это больше, чем две трети от общего числа - 136 человек. В феврале получить такой результат было крайне сложно, я считал это невозможным. Сам факт говорит о том, что облсовет, который раньше занимал не очень патриотическую позицию, изменился, и сейчас облгосадминистрация и облсовет объединились.

Вернемся к сепаратизму. На сегодня мы имеем почти 100-процентную раскрываемость диверсионных и террористических актов. На системную основу поставлена работа по их предупреждению. Если до февраля суды Харьковской области выносили по статье "сепаратизм" единичные решения, то после февраля они выносят обвинительные решения по всем случаям сепаратизма и терроризма, начиная с захвата здания Харьковской облгосадминистрации.

- Сложность задач требует слаженности команды. Как вы ее подбирали?

- Руководствовался правилом: команда должна быть государственная по убеждениям, дисциплинированная, патриотичная и честная. Мой рабочий день начинается в 7.15 и длится, если надо -  до ночи. Так работает вся команда. Все, кто состоит на госслужбе, должны понимать, что нельзя служить государству лишь с 9.00 до 18.00, во всяком случае, не сейчас. В адрес моей команды можно что-то выдумать, но предъявить конкретные претензии невозможно. Если, не дай Бог, кем-то будут совершены неправильные поступки, во что я лично не верю, то реагировать буду жестко, хотя пока что предпосылок нет.

- Вы не раз подчеркивали жесткость своих действий. Должность обязывает?

- Обязывает время. Мы не должны упустить это время, когда требуется жесткость, решительность и законность. Будь я журналистом, вынес бы эти три момента в заголовок.

- Как вы толкуете новое для нас понятие "бытовой сепаратизм"?

- Как часть общего сепаратизма. Я их не разделяю. Бытовой сепаратизм подпитывается инфомационной пропагандой противника, которая применялась в подобных ситуациях всегда и везде, то есть, не только на территории Украины, но и во всем мире. Безусловно, когда на территории страны идет война, это плохо влияет на экономику, что отражается на судьбах людей, порождает социальное напряжение в обществе. Надо понимать, что ни одна страна в мире не добивалась экономического развития во время военного конфликта. Это невозможно по определению. Оборона занимает большой объем бюджета. В Украине, по оценкам министра Яресько, это до 10 млн долларов в день.

В то же время, повторюсь, прифронтовая Харьковская область развивается лучше других в Украине. В мировой практике, мне кажется, это впервые, и пока что меня никто не поправил. Причем развитие происходит вопреки потере российского рынка, близости Донбасса, с которым у нас общие административные границы, тому факту, что часть Харьковской области, в частности, Изюмский район, входит в зону АТО, наконец, самому большому в Украине числу переселенцев: официально на Харьковщине их зарегистрировано 170 тыс. человек, на самом деле - вдвое больше, в то же время, в Киевской и Днепропетровской областях - не больше ста тысяч.

В этих сложных условиях мы развиваемся лучше, чем другие регионы. Если в целом в Украине падение производства превышает 20 процентов, то в Харьковской области - меньше 20-ти процентов, а показатели товарооборота в 2,5 раза лучше, чем в целом по стране. Ценовая политика на потребительском рынке крайне тяжелая в условиях войны, инфляции и роста курса доллара. При этом цены в Харьковской области ниже, чем в среднем по Украине. У нас нет ажиотажного спроса ни по одной группе продовольственных товаров, нет дефицита. Применены все сдерживающие механизмы, и это помогает удерживать ситуацию в регионе. В промышленности мы также свели к минимуму показатели неполученной прибыли, и это большой плюс.

То есть, мы нигде не пропустили удар, который мог бы дестабилизировать экономическую ситуацию в нашем приграничном и прифронтовом регионе. Жизнь у нас не хуже, чем в Житомирской, Хмельницкой, Ивано-Франковской областях. И это - залог успеха в преодолении того самого бытового сепаратизма. Оценивая наши успехи, люди должны понять, что они достигаются не во властных кабинетах, а при объединении усилий всего общества, где нет места сепаратизму.

- Но общество разнородно. Половина населения воспитана в Советском Союзе, впитала ту идеологию, те критерии оценки событий, и с учетом последних указов о тех же пенсиях и росте тарифов может не внять призывам к переменам.

- Тут я полагаюсь на четвертую власть: СМИ. Я с уважением отношусь к журналистам, и никто не может меня обвинить в обратном, но мне бы хотелось, чтобы журналисты тоже менялись. Я не отношу это к Укринформу, там позитивная позиция. Но журналистика - это профессия, а не хобби, и она очень сильно влияет на общество. Хочу, чтобы журналисты сами хорошо разобрались в законе о декоммунизации и растолковали его обществу. В законе говорится об освобождении от символов коммунизма и нацизма. Это две стороны вопроса. Нужно отбросить крайности и объединиться вокруг золотой середины.

Я против того, чтобы памятники советской эпохи сносили, как кому вздумается, не учитывая требования закона. Но для того, чтобы двигаться вперед, нужно распрощаться со многим из того, что позади. Мы знаем, что коммунистические движения ни к чему хорошему не привели во всем мире, эти идеи не востребованы нигде, кроме, разве что, России, даже в Китае они затухают. 99 процентов населения земного шара не воспринимает коммунистические принципы. И нацистские принципы тоже. Так что, недавние законы очень правильные. Сегодня они могут быть не оценены. Но если мы говорим не только о Харьковской области, а об Украине, то Президент Порошенко тут прав. Он болеет не за личный рейтинг, он болеет за страну. Я его полностью поддерживаю... К нам вот недавно приезжал глава Львовской обладминистрации. Мы говорили об этом и поняли друг друга, договорились сотрудничать, обмениваться делегациями. Они могут говорить в Харькове по-русски, а я во Львове - по-украински: жодних питань нема. А чтобы меня не называли "хунтой" (смеется), могу говорить на русском, английском, французском...

- Чтобы воплотить в жизнь закон о декоммунизации, потребуется немало средств - начиная от переименования улиц, городов и районов до изменений в паспортах в графе "прописка"...

- На все это дается полгода, и мы сумеем подготовиться. Будет разработан план действий. Все службы, включая миграционную, где отвечают за место регистрации, будут готовы работать так, как требуется. Для граждан не будет никаких неудобств, за исключением, может быть, необходимости явиться в Центр оказания админуслуг своего района. Очередей не будет. Мы обеспечим график работы, возможно, расширим приемные часы, и обяжем предпринять такие же действия в каждом населенном пункте. Все будет по процедуре и по закону.

- Появятся не только новые названия, но и новые памятники. Состоятся ли общественные слушания по увековечению памяти новых героев, или власть решит это сама?

- Ничего власть сама решать не будет. Другое дело, есть герои, которые, мне кажется, не подлежат сомнению, это люди, которые погибли на фронте, те, кто много сделал для сохранения целостности Украины. Все остальные моменты органы местного самоуправления будут процедурно обсуждать с громадой - то ли на сессиях, то ли на общественных слушаниях. Во власти - ваши представители, те, кого вы избрали, поэтому громада тоже несет ответственность за их действия.

- Есть управленцы, готовые баллотироваться во власть хоть сейчас. Не раз говорил о готовности участвовать в местных выборах и Геннадий Кернес, который как мэр Харькова, ныне главного города Ассоциации городов-обладателей приза Европы, стал президентом этой Ассоциации.

- Кернес возглавил Ассоциацию по формальным признакам. Дело не в личности. Хочу напомнить, что Харьков - часть Харьковской области, и мы рады европейскому признанию Харькова как областного центра. Здесь нет никаких сомнений. Что касается личностей, то вечных руководителей нет, главное, чтобы Харьков и Харьковская область были вечными. Выборы мэра - это политическая борьба, не надо этого бояться. Победы по принципу: раз - и избран, не будет. Я сделаю все, чтобы борьба была честной, чистой, и силовиков на это буду настраивать: чтобы был обеспечен порядок и соблюдение закона, чтобы не было подкупа, потери бюллетеней, других нарушений... Борьба будет интересной, но предположения делать рано. Ведь еще не объявлена дата выборов.Пока что они запланированы на осень 2015 года. Кого изберут - с теми и будем работать.

- Вы настроены на оптимистический лад...

- А почему нет? В Харьков за прошедшие три месяца вернулись массовые мероприятия, в том числе, спортивные, как, скажем, большой футбол или Чемпионат Украины по трем олимпийским видам борьбы - вольной, греко-римской и женской. На благотворительном вечере бокса с участием лучших боксеров страны собраны деньги для военного госпиталя, где лечатся раненые в зоне АТО. Накануне в Харькове зарегистрированы три рекорда Украины: свадьба 24-х пар женихов и невест под открытым небом, вальс, который одновременно танцевали полторы тысячи человек, подвижная фигура гигантского велосипеда, составленная участниками десятого, юбилейного Велодня, который собрал, включая велопробег, больше десяти тысяч велосипедистов. Регион живет и развивается. И это главное.

- При напряженном графике работы надо как-то восстанавливать силы. Что вы делаете на досуге?

- Я иногда задумываюсь над тем, есть ли у меня досуг... Когда получается то, что задумал - испытываю такое же удовольствие, какое другие испытывают от хобби. Если конкретно, люблю классику как жанр - во всех проявлениях, будь то литература, кинематограф или музыка. А вот сходить в театр, на кинопремьеру - вопрос. Даже изданную недавно книжку о Небесной сотне прочитал между делом, а именно, на заднем сиденье машины по пути в один из районов области. Иной раз с сыном - ему 16 - смотрим телевизор, и это радость общения. Такая же, как общение с отцом. Чашечка кофе - тоже радость. Наконец, радость, если удастся вырваться на стадион в качестве болельщика: люблю и футбол, и борьбу, и бокс...

Источник: ukrinform.ua