Оттолкнуться от дна. Что ждет Украину после несостоявшегося дефолта

Что прошла Украина за два года, размышляет Андрей Пышный  банкир, глава правления Ощадбанка

Сегодня мало кто из критиков нынешнего правительства (и не только) помнит, что Украина вплотную подошла к дефолту еще осенью 2013 года. Как раз в канун революции

Спасительные кредиты МВФ были увязаны воедино с соглашением о евроассоциации, которое Янукович продал Путину за кредит в $15 миллиардов. Он планировал как-то дотянуть до президентских выборов весной 2015 года. Удержать курс гривны. А далее хоть потоп, обвал и дефолт.

Путин планировал за свой кредит отобрать украинскую ГТС, Энергоатом и практически весь оборонно-промышленный комплекс: «Топаз», «Антонов», «Южмаш», Малышева, Николаевский судостроительный.

Если бы украинская сторона упиралась, то он угрожал бы, а, возможно, и ввел войска в так называемую «Новороссию» - восемь юго-восточных регионов Украины от Одессы до Харькова, где и расположены вышеупомянутые заводы украинского ВПК.

Майдан опередил кремлевских стратегов и их агентов в украинской власти. Но экономические проблемы, накопленные годами и даже десятилетиями, никуда не делись.

Напомню, что на конец февраля 2014 года, когда сбежал Янукович, резервы НБУ снизились до $15 млрд. За время его правления с 2010-го по 2014 год было прожжено $22 млрд золотовалютного запаса страны. Госдолг удвоился и достиг $75 млрд.

Остатки на едином казначейском счету составляли всего 107 тысяч гривен. Вдумайтесь - чуть более 100 тысяч гривен на страну с населением 45 миллионов человек! Даже по полкопейки на украинца в казне не было. После оглашения этих цифр видавшие виды финансисты, люди, которые по своей сути циники-прагматики, были в состоянии шока.

Помню первые непопулярные решения. Правительства и парламента. Секвестр бюджета. Увеличение налогов, акцизов, рент. Замораживание соцстандартов. Помню, какая безнадёга витала тогда и в зале парламента, в кулуарах и на улице.

Атмосфера удручающая. «Зеленые человечки» в Крыму. Стотысячная российская армада на восточной границе. Беглый Янукович вещает в Ростове: «Я живой, Путин, введи войска».

А нам нужно элементарно накормить свою армию, которая в последние годы целенаправленно уничтожалась. А денег нет. Банковская система трещит по швам. Паника на валютном рынке. На улице люди с оружием, милиции нет.

Далее также было непросто. Эскалация в Донбассе - утрата четверти промышленного потенциала. С рынка уходят банки, инвесторы. В воздухе витает: «Дефолт, вторжение, дефолт».

Но страна выстояла. И вот сегодня, спустя полтора года, есть первый результат. Мы достигли дна и уже оттолкнулись от него. Чуть-чуть. Но все же. Мы уже не тонем. Мы твердо стаем на ноги.

На едином казначейском счету - 45 млрд грн. Достигнуты соглашения о списании 20% долга, получен транш МВФ – $1,7 млрд, кредит Всемирного банка – 0,5 млрд евро.

Учетная ставка НБУ снизилась с 30 до 27%. Правительство досрочно повышает соцстандарты на 13%. Вклад Ощадбанка в этот процесс - реструктуризация долга $1,3 млрд, погашение 3 млрд грн рефинанса Нацбанка.  

«Украина удивила мир, - говорит директор МВФ Кристин Лагард. – Она достигла макроэкономической стабилизации, которая и далее укрепляется, а экономика показывает признаки восстановления».

Ви слышали когда-либо в адрес какого-то украинского правительства такие слова от главы МВФ? За всю историю разве что соседняя Польша в 1995 году после проведения структурных реформ Бальцеровичем удостоилась подобной оценки МВФ.

Разве это ззрада? Это ли не мотивация идти вперед, набирая темпы и обороты? И напоследок. Мне могут возразить, что, мол, все красиво говоришь и пишешь, но в стране так и не преодолена коррупция.

Да, согласен, важно и актуально. И реформа правоохранительной системы, судов, антикоррупционное бюро должны еще будут сказать свое принципиальное слово. Но при желании предупреждать коррупцию можно и по собственной инициативе. В кейсе Ощада, например, есть такой опыт. Проект касался одной из крупнейших закупок программно-аппаратного комплекса. 

В качестве эксперта был привлечен независимый консультант мирового уровня, лидер «большой аудиторской четверки» PricewaterhouseCoopers (PwC). А на самих торгах присутствовала международная общественная организация «Трансперенси Интернешнл Украина». Таким образом, мы еще раз подтвердили свою полную открытость. Это не достижение, это просто очевидное подтверждение того, что тендерные процедуры банка отработаны на отлично для снижения суммы закупки и экономии денег государственного банка.

 Зрада это или перемога?  Идем вперед!

Источник: nv.ua