Игорь Кушнир: Некоторые деятели создают проблемы, чтобы потом их решать

Четыре года назад Игорь Кушнир стал президентом старейшей строительной компании «Киевгорстрой». Событие вызвало множество пересудов и домыслов. Предметом кулуарных бесед стал даже не вопрос «как ему удалось», но «сколько продержится». Напомним, что Кушниру холдинг достался в довольно плачевном состоянии: многие активы вывели еще при экс-мэре Леониде Черновецком. Часть удалось вернуть в собственность городской общины, и именно Кушниру пришлось налаживать работу «Киевгорстроя» заново. «Раньше приходили проверяющие органы, им высыпали пару КАМАЗов бумаги со словами: «Разбирайте». Накладные писали от руки», — вспоминает он.

Игорь Кушнир рассказал ABCnews как изменилась работа «Киевгорстроя» за четыре года, что осталось от предшественников, и кто приходит в холдинг «за борзыми щенками».

— Вы жесткий руководитель?

— Четыре года назад подписание договоров в «Киевгорстрое» длилось месяц. Сейчас этот процесс занимает три дня. Кто не успел, тот уволился.

— Наверное, такой подход помог справляться и с лавиной митингов, которые захлестнули стройплощадки перед выборами. В холдинг приходили?

— Ходят постоянно.

— Квартиры просят или деньги?

— Да все что угодно. Недавно один деятель не стесняясь сказал: «Борзыми щенками тоже беру».

— И кто заказчик «недовольства жителей»?

— В Киеве уже давно сформировались структуры, которые занимаются подобными вещами.. Есть предводители, которые cейчас отошли от дел (ушли в депутаты), однако их помощники двигаются в этом направлении. Ничего особо не меняется.

— И как решаете такие вопросы?

— Да никак. Действуем исключительно в правовом поле. Если мы не правы, тогда пусть нас накажет прокуратура и милиция. Пусть недовольные подадут в суд и выиграют его. Например ,парк Киото. Правда, не мы виноваты в этой ситуации, нам неправильно выделили землю. Суд решил, что процедура выделения земли нарушена и холдинг не имеет права строить на этом участке. Мы тихонечко демонтировали забор, засыпали все ямы и ушли.

Но если приходит кто-то и говорит «не хочу», и не приводит никаких аргументов... Это неправильно, город же должен как-то развиваться, как-то двигаться вперед.

— Но ведь кидаются под бульдозеры и это нельзя игнорировать.

— Кидаются. Просто ложатся и все.

— И что вы с этим делаете?

— К жителям, если речь идет о конструктиве, мы прислушиваемся всегда. Детская площадка? Хорошо. Покрасить дом? Запросто. При таком подходе люди получают определенные изменения: улучшенную территорию, развитие инфраструктуры.

А если жители или кто-то под видом жителя просто пришел и сказал «не хочу и разговаривать не буду» или «дайте денег, квартиру, борзых щенков» — это тупиковый вариант. В таких случаях у холдинга достаточно жесткая позиция.

Когда заканчивается земля

— По данным ГАСИ, в прошлом году «Киевгорстрой» как заказчик построил 6-7 объектов общей площадью около 70 тыс. кв. м. А холдинг заявлял о 300 тыс. кв. м. Разница – это генподряд?

— Нет, речь идет не о генподряде, а о практике передачи определенной части функций заказчика «Киевгорстрою». Другими словами, заключаются инвестиционные договоры.

Дело в том, что земля в столице закончилась давным-давно. Но определенные компании имеют земельные банки и зарабатывают на этом. С ними мы и заключаем инвестиционные договоры. Они, как заказчик строительства, получают определенное количество квадратных метров в будущем проекте. Холдинг выступает как созаказчик.

— Что при такой схеме входит в функции компании? Разработка проекта и его согласование?

— Да.

— Строительство?

— Да.

— Обеспечение инфраструктурой?

— Да. А также мы продаем, вводим в эксплуатацию, подаем документы в БТИ и от имени заказчика эти документы раздаем людям.

— Получается, что холдинг от имени заказчика — владельца земельного участка — делает все. Занятная практика.

— Хлопотная практика. Лучше бы нам землю выделяли, было бы проще работать.

— Скажите, есть проблемы со сдачей объектов в эксплуатацию?

— С ГАСИ проблем вообще нет никаких, она работает четко как часы. А вот Госреестр... Эту службу регулярно то переделывают, то куда-то передают, то еще что-то. Сотрудники Госреестра понимают, что им осталось работать несколько месяцев и поэтому особо не усердствуют, и работа замедляется. Всего нам в год надо выдавать 6-7 тыс. ордеров на право собственности, а сейчас за девять месяцев мы выдали всего лишь три тысячи.

Мешают и проблемы в законодательстве. Например, если частные лица подают документы на оформление, им в течение 10 дней должны либо отказать и указать причины отказа, либо дать ордер. О юридических лицах в законе ничего не написано. В итоге холдинг подает документы на 500 ордеров, а Госреестр может все вернуть, ничего не объясняя и при этом не нарушив законодательства. Как с этим бороться – непонятно.

— Неужели ваших связей не хватает для закрытия дыр в законодательстве?

— Свои пожелания я регулярно высказываю. Сегодня «Киевгорстрой» — это лидер мнений во всем этом процессе изменения законодательства. Частенько к нам прислушиваются. Мы постоянно подаем свои пожелания в КБУ, в Минрегион, в ГАСИ. Но пока результата нет. К сожалению, я не пишу законы, а могу только посоветовать, что изменить.

— Но есть еще нардепы, профильный комитет при Верховной Раде

— Все пожелания по этому вопросу мы уже подали. Но без привязки к ситуации… В чем принцип работы многих депутатов? Создать проблемы, чтоб потом их героически решать.

— Какой видите выход из ситуации?

— Если бы нотариусам дали права оформлять эти права, тогда проблемы вообще бы отпала.  Такая практика существует во многих странах.

— Давайте выделим моменты, которые нужно изменить в законодательстве прямо сейчас.

— Помимо регистрации? Налогообложение. Вы даже не можете представить, что произошло. Нас заставили собрать с людей дополнительных 25% лишних и отдать их налоговой. Это называется обеспечение налогового кредита…

Что еще? Рынок земли достаточно запутанный, но так, как и во многих других государствах. Хотя некоторые моменты можно упростить.

А вот разрешительная система сегодня, благодаря, подчеркиваю, «попередникам», вылизана до состояния «отлично». Если даже брать состояние деклараций, выписывания договоров, оно где-то на уровне самых лучших в этом отношении стран. Все просто: написал письмо, отправил — и все.

— Под Евро-2012 холдинг возводил НСК «Олимпийский». Потом был долговой скандал: подрядчики утверждали, что «Киевгорстрой» с ними не расплатился».

— История очень интересная. Это же случилось при прошлом правлении. Подрядчики каким-то образом договаривались с НСК «Олимпийский» напрямую, а холдинг выступал как генподрядчик. Да, все деньги шли через нас. Потом НСК «Олимпийский» платить перестал, а деньги субподрядчики требуют с нас.

—О какой сумме идет речь?

— 36 млн грн.

— И на какой стадии процесс?

— Мы выиграли все суды. И теперь арестовываем счета «Олимпийского» каждый месяц. А они открывают новые счета.

— Кто еще должник «Киевгорстроя»?

— Банк «Аркада» должен 200 млн грн.

— Это за что?

— Долгая история, но опять же «попередники». (Согласно судебным материалам, содержащимся в Едином реестре судебных решений, банк «Аркада» не полностью вернул холдингу деньги из ФФС. Соответствующий договор был заключен еще в 2002 году — ABCnews)

— И как в свете последних событий будете строить диалог? 

— Как только банк определится с новым руководством, мы возобновим диалог. Но в принципе все уже оговорено и должно решиться в ближайшее время.

— Какие планы у «Киевгорстроя» на текущий год?

— Достаточно амбициозные. Сдадим около 340 тыс. квадратных метров. Переносим сдачу в эксплуатацию только одного дома общей площадью 20 тыс. кв. м.

— Какие-то новые направления будете развивать?

— Такого нет. Стараемся уходить от генподрядов и пр., потому что нет времени. Хотя очень много предложений, особенно из регионов.

— Заканчиваем проект в Одессе: очень большой красивый комплекс «Ривьера», расположенный на берегу моря. И больше никаких регионов.

— Почему?

— Не складывается с ними. Как не в Луганске залетят снаряды в дом, так в Крыму здания отнимут. А у нас в Крыму «Царская тропа» площадью 25 тыс. кв. м, а в Луганске дом на 30 тыс. кв. м.

И потом, в Киеве мы за два дня — среду и четверг — успеваем все стройки объехать. А кто будет контролировать процесс строительства в регионах?

— Есть еще Киевская область.

— Покупательская способность очень слабая. Например, Тарасовка. В двух домах продаем квартиры по 10 тыс. грн за один квадратный метр, но что-то очередь не стоит. Хотя до ближайшей станции метро несколько минут езды.

— Хорошо, но есть еще регионы, расположенные рядом с Киевом.

— В Житомире непроданных квартир штук пятьдесят. И продаем мы их уже лет пять. Ну нет сейчас такого понятия как покупательская способность. Есть в Киеве, немножко в Одессе и все.

— А Львов?

— Не знаю, во Львове у нас партнеров нет. На самом деле нам есть чем в Киеве заниматься. Сегодня у нас почти 50 стройплощадок в столице и разрабатываем новые. Мы уже отходим от точечной застройки. Начинаем строить кварталами.