Сбалансированный товарный портфель обеспечивает компании устойчивость в нестабильное время – Сергей Пилипенко

О кризисе на рынке, об актуальных проблемах в строительной сфере, а также о работе компании на фоне внешних факторов рассказал генеральный директор Промышленно-строительной группы "Ковальская" Сергей Пилипенко.

 – ПСГ "Ковальская" занимается строительством, производством материалов и управлением недвижимостью. Какое из этих направлений наиболее активное и перспективное на данный момент?

– Фундаментом нашего бизнеса остается производство стройматериалов. Из четырех тысяч наших работников около трех тысяч заняты на производственных предприятиях. Именно производство генерирует основной доход компании.

– В продолжение предыдущего вопроса: складывается впечатление, что сегодня вы приняли решение свернуть объемы строительства: на рынке первичной недвижимости "Ковальская" представлена достаточно сдержанно – всего несколькими ЖК…

– Это не сегодняшняя ситуация – это отголоски кризисного 2014-го. В прошлом году мы сдали около 70 тыс. кв. м, в этом году планируем ввести в эксплуатацию 30-40 тыс. кв. м. Такое "проседание" объясняется тем, что цикл строительства длится в среднем два года. В этом году как раз будут сдаваться объекты, которые начинались в самый разгар кризиса, когда объемы строительства сокращались. В этом году мы начали строительство двух крупных комплексов, которые дадут возможность в будущем году построить свыше 100 тыс. кв. м.

– Бытует мнение, что в период кризиса наиболее устойчиво чувствуют себя небольшие компании: они гибкие, способны легко приспособиться к обстоятельствам, конъюнктуре рынка и так далее. Как в этом контексте себя чувствует Промышленно-строительная группа "Ковальская" – она ведь одна из самых крупных?

– Как раз крупная сбалансированная группа, компания полного цикла, такая как наша, сегодня наиболее устойчивая. Мы можем эффективно управлять себестоимостью, что дает нам дополнительные преимущества на "низком" рынке. Наша продукция представлена в разных сегментах строительного рынка, которые показывают разную динамику. Сбалансированный товарный портфель обеспечивает компании устойчивость в нестабильное время.

– Не собираетесь ли выходить за пределы Киева?

– Пока нет. Стоимость строительства в любом регионе достаточно высока, чего не скажешь о потребительской активности. На данном этапе это сдерживающий фактор. Сейчас Киев – эпицентр строительной активности. До 50% всего строительства идет именно на его территории, остальные 50% – по всей остальной Украине. И до тех пор, пока ситуация радикально не изменится, мы не будем рассматривать планы экспансии в регионы.

– В портфеле вашего предприятия свыше 1500 марок бетона. Как можете охарактеризовать нынешний спрос на ваш продукт?

– Бетон остается актуальным как никогда. Это очень востребованный товар. Мы постоянно совершенствуем ассортиментную линейку, создаем новые продукты – у нас есть свой инновационно-технологический центр, который работает над этим. Сейчас наша особая гордость – бетоны с очень высокой степенью гладкости, наша эксклюзивная разработка. Это архитектурный бетон с очень высокими требованиями к качеству поверхности. Его поверхность самодостаточна, она способна собой заменить облицовку. Кроме того, мы заняты разработкой линейки собственных добавок к бетону. В Украине, кроме нас, нет производителей добавок, которые были бы интегрированы в производство бетона. Благодаря технологическому циклу, мы сможем и самих себя обеспечить, и на рынок с этим товаром выйти. Производство собственных добавок позволит оптимизировать производственный процесс и цену – особенно по части снижения курсовых рисков.

– Кто сегодня является основным потребителем вашей продукции?

– Должен сказать, что сегодня в целом направление железобетонных конструкций весьма перспективно и спрос на продукцию растет. Вся Европа, весь мир строит из сборного железобетона жилье – причем, самого разного класса и уровня. Это универсальный материал с широкими возможностями и длительным сроком службы. Железобетонные конструкции позволяют строить экономно, быстро и надежно. Что выгодно отличает такое строительство от строительства по монолитно-опалубочной технологии. В этом направлении сейчас идут очень многие застройщики, оценив его преимущества. Из железобетонных конструкций давно и успешно возводятся торговые объекты, надземные паркинги, производственные площадки, склады. Сейчас мы пришли к тому, что из железобетона будет активно строиться социальное жилье. Мы видим постоянный рост рынка и ожидаем, что он будет расширяться все более интенсивно, емкость велика. Прогнозируемый рост на 20-30% ежегодно.

– Вернемся к рынку недвижимости. Какое жилье, на ваш взгляд, будет пользоваться наибольшим спросом в нынешнем сезоне, в среднесрочной перспективе?

– Лидером будет оставаться эконом-сегмент. Но он должен быть в ближайшие год-два дополнен социальным жильем, которое будет строиться или за деньги государства или при поддержке государственных программ.

– Вы не раз пытались инициировать решение проблемы недостроев. Вас услышали?

– Я убежден: недострои – это большой потенциал для развития отрасли. Этот вопрос стал очень актуальным в контексте децентрализации. Органы местного самоуправления получили тот объем полномочий, который позволяет им принимать решение о судьбе недостроев. Имея недостроенные объекты, мы можем при минимальных вложениях достичь нескольких целей. Во-первых, снимается социальное напряжение, вызванное негодованием обманутых инвесторов. Во-вторых, органы местного самоуправления получают развитие местной инфраструктуры. Наконец – строители получают новые объемы работ, что дает позитивный импульс всей отрасли. Таких недостроев сегодня немало. В одной только Киевской области их больше 300. Разработана концепция по возрождению недостроев и сейчас она обсуждается на уровне рабочих групп при поддержке профильного комитета ВР Украины, Минрегионстроя и Конфедерации строителей Украины. Но на сегодняшний момент все еще нет закона, который регулировал бы этот вопрос.

– Еще одна больная тема: конфликты вокруг стройплощадок. Они вышли на новый виток. Блокируются не только спорные площадки нечистоплотных застройщиков, но и площадки, где прозрачный землеотвод, все в порядке с документами, строительство ведут известные крупные компании с хорошей репутацией. Как, на ваш взгляд, отрасль может противостоять этому?

– Полностью согласен, ситуация недопустимая. И строители, и общество обязаны пойти навстречу друг другу. Застройщики должны услышать рациональные требования местных жителей, активистов. Зачастую, кстати, они отнюдь не выглядят как абсурдные. В частности, это может быть обустройство близлежащей территории, создание социальной инфраструктуры. Либо – люди требуют гарантий того, что застройщик сохранит зеленую зону в их микрорайоне. Но, увы, все чаще благородными требованиями неравнодушных жителей спекулируют, за их спинами застройщику предъявляются совсем иные требования.

Мы настроены на конструктивный диалог, на рациональные замечания, на поиск общего языка с общественностью. Все конфликтные вопросы, все претензии должны озвучиваться и решаться не на улицах, а в судах. Участники строительного рынка даже вышли на акцию протеста с тем, чтобы обратить на внимание власти на возникшую ситуацию. Были ли они услышаны – вопрос открытый.

– Как, на ваш взгляд, должна повести себя власть в подобной ситуации?

– Она должна занять принципиальную и жесткую позицию: что она принимает, а что – нет. Ведь как получается? Выдается разрешение на строительство, потом начинаются протесты, и этот же орган это разрешение отменяет. Если так, то должен быть отработан определенный механизм компенсации ущерба, который был нанесен застройщику. Ведь он провел большую работу, заключил необходимые договора, инвестировал деньги в подготовку строительства. И вдруг – не может приступить к стройке. Техника простаивает месяцами, уничтожается имущество застройщика, его сжигают, разбивают и так далее. Об этом почему-то все молчат. Стройплощадка должна быть защищена теми органами, которые брали на себя ответственность и выдавали разрешения, гарантировали строителям, что они будут работать. Именно они должны становиться за защиту застройщика.

По материалам ABCnews