Бизнесу "под елку": ликвидация налоговой полиции и создание единого реестра НДС

За неделю до Нового года Верховная Рада одобрила во втором чтении и в целом законопроект №5368 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (для улучшения инвестиционного климата в Украине)". За его принятие проголосовало 240 народных депутатов. Сейчас новый закон отправлен на подпись президенту.

Кроме множества уточняющих моментов, таких как установление сроков проведения проверок, введение налоговых каникул для определенных категорий субъектов хозяйствования и усовершенствование электронного администрирования НДС, принятый закон содержит несколько важных нововведений, которые, по мнению законодателей, должны обеспечить стабильный экономический рост и создать привлекательные условия для развития бизнеса в Украине, сообщила СтройОбзору старший юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Инны Рудник.

Первое – это ликвидация налоговой милиции. Понимая неспособность данного органа выполнять возложенные на него обязанности и очень низкий уровень доверия к нему налогоплательщиков, законодатель решил взять пример с ранее проведенной реформы МВД и ввести вместо налоговой милиции финансовую полицию.

"Однако сейчас трудно спрогнозировать, каким именно образом повлияет данное нововведение на бизнес в Украине, поскольку функции, численный состав, ответственность сотрудников нового фискального подразделения будут предусмотрены отдельным законом, который до сих пор не принят. Тем не менее, надежда на то, что взаимоотношения с финансовой полицией будут чище и проще, чем с их предшественниками, у налогоплательщиков есть", - рассказала эксперт.

Второе - усовершенствование электронного обмена информацией с налоговыми органами. В частности, введение полноценного электронного кабинета налогоплательщика, публичных реестров (реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС и временного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения).

"Данный закон реализует намерение максимально перевести взаимоотношения с фискальными органами в цифровое пространство, нужда в чем возникла уже достаточно давно, поскольку это не только минимизирует временные затраты обеих сторон данных правоотношений, но и способствует обобщению информации и упрощению доступа к ней", - подчеркнула юрист.

Также, по ее мнению, к интересным нововведениям следует отнести введение автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных. То есть регистрация налоговой накладной может быть остановлена до принятия соответствующего решения уполномоченным органом.

"Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, будут определяться центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает и реализует государственную финансовую политику. То есть по аналогии с финансовой полицией пока трудно спрогнозировать влияние данной нормы на налогоплательщиков, поскольку полноценная реализация данного положения возможна только после принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. В любом случае, такая инициатива воспринимается негативно, поскольку есть опасения относительно возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц при реализации данного права и отсутствие реальной возможности «снять» такую остановку и продолжить регистрацию", - добавила Инна Рудник.

В то же время юрист-практик резюмирует, что окончательно положительные и отрицательные стороны данного закона можно будет определить только по истечении определенного времени, который позволит понять, насколько эффективно реализована данная инициатива и приведет ли она к улучшению инвестиционного климата в Украине.