Что будет с Налоговым кодексом: новое от Минфина

Министерство финансов презентовало свой план изменений в Налоговый кодекс. Среди основных положений – план развития малого бизнеса (которому оставлена возможность резвиться на "площадке молодняка" без шансов прорваться хотя бы в среднюю лигу), администрирование НДС (его якобы демонтируют) и еще ряд предложений, которые эксперты уже успели назвать заранее проигрышными.

ПОДОХОДНЫЙ, ЕСВ И ВОЕННЫЙ СБОР

Здесь особых новостей нет. Но, например, предложено не облагать налогом ту "выгоду", которую получает ипотечный заемщик в случае списания или реструктуризации такого кредита. То же касается подоходного налога с тех сумм, которые были направлены третьими лицами на оплату обучения физлица. И еще снимут лимиты на налоговую скидку в связи с оплатой обучения близкими родственниками (при действующем размере минимальной зарплаты лимит - чуть меньше 2000 грн. в месяц).

Ставки останутся прежними. Военный сбор по-прежнему будем платить отдельно.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

Единого налога не будет. Хоть и обещали не трогать, но тронули. Судя по содержанию правок в Налоговый кодекс, будут оставлять для предпринимателей три группы. Причем, первая – "кустари-одиночки". Вторая – не-плательщики НДС с почти полноценной отчетностью. Третья – плательщики НДС с полноценной отчетностью и возможностью работать с юрлицами-покупателями/клиентами.

Первой группе, то есть мелким киоскерам, кустарям и таксистам – разрешено наторговать на 28 тыс. грн. в месяц при уплате пары-тройки сотен налога и без регистрации. Никакой работы для юрлиц, только обслуживание и торговля для физлиц-непредпринимателей. Здесь и далее в гривны переведены лимиты, установленные для малого бизнеса в минимальных зарплатах, но по показателям 2016 года, дальше по мере индексации минимальной зарплаты (МЗП) эти суммы будут подрастать.

Вторая группа – малый бизнес с оборотом до 460 тыс. грн. Для него – отчетность по затратам-доходам, пусть и упрощенная, плюс 18% налога на полученный чистый доход. Там, правда, есть амортизация основных средств (см. ниже, "Налог на прибыль"), а также право разносить убытки на будущие периоды (но не более 3 лет). Отчетный период – 3 года, уплата налога – поквартально. До 1 млн. грн. кассовые аппараты можно не использовать.

Третья группа – при годовом обороте от 5,5 млн. грн. Там все по-взрослому: НДС, полная отчетность и т.п. Мало не покажется, хотя под этот режим подпадают компании с годовым оборотом всего в 200 тыс. долл. В общем, запрет на переход в статус малый+ бизнес оформляют законодательно.

НДС

Плательщикам НДС пообещали прозрачность реестров и более длинные сроки регистрации налоговых накладных, но зато влепили обязанность указывать код товарной номенклатуры – УКТ ВЭД. Прозрачность реестров – это мы уже где-то слышали, верно? Посмотрим на реализацию этой чудесной идеи.

По поводу депонирования на спецсчетах по факту авансовых платежей по НДС хороших новостей нет. Увы. Следует ли понимать, что оставят это депонирование, но администрирование ужесточат за счет введения сквозного мониторинга по товарной номенклатуре.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Налог на прибыль остается в прежнем виде. О налоге на выведенный капитал – не хотят и слышать. Из плюсов – "налоговые каникулы" для вновь создаваемых предприятий. Что, вообще-то, довольно циничная штука, так как запускаемые предприятия не имеют прибыли все равно.

Обещают укорачивание срока амортизации основных средств до 4 лет по группам основных средств 3-8 и 16. В принципе, это должно сократить размеры налогооблагаемой прибыли и создать солидный источник реинвестирования в обновление, восстановлеение основных средств. Но, например, по группе основных фондов 3, к которым относятся здания, сооружения и т.п. Там раньше срок амортизации был 10-20 лет, теперь 4. Это даст возможность особо крупному бизнесу полностью и легально уйти от уплаты налога на прибыль.

А вот с амортизацией вычислительной техники (раньше – 2 года) – удваиваем срок. По транспортным средствам сокращено с 5 до 4 лет. А вот по поводу инструментов и инвентаря – нет разницы, 4 было - и осталось 4. Машины и оборудование, кроме указанных, - вместо 5 будет 4 года амортизации. Также сокращены сроки амортизации для животных и многолетних насаждений – было 6 и 10, станет 4. Для агробизнеса – хорошая новость накануне ликвидации льготного режима налогообложения.

А по части мер контроля трансфертного ценообразования, закон о таком контроле есть, но не работает. Зато при его помощи тормошат малый и средний бизнес. Порог годового оборота предприятия, которое в принципе должно подвергаться контролю ТЦО, увеличен в гривне с 50 до 150 млн. Но это всего лишь индексация на уровень девальвации (реально – чуть меньше, чем на уровень девальвации). А вот по контролю операций в расчете на одного иностранного партнера лимит "увеличен" всего вдвое – с 5 до 10 млн. грн. То есть здесь по факту лимит снижен: под надзор в рамках контроля ТЦО будут попадать операции не в 630 тыс. долл., как в 2013 году, а всего в неполные 380 тыс. долл.

СТАВКИ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Ставки налогов останутся прежними. А значит, налоговая нагрузка в Украине остается на уровне самых "тяжелых" налоговых юрисдикций – желающие могут заглянуть в соответствующие выпуски исследований World Bank. То есть на уровне, который исключает серьезный экономический рост. А с учетом того, что фактически демонтируется Единый налог, то мы получим очень сильное ужесточение налоговой нагрузки на бизнес.

Минфин подгребает себе многие "сладкие" функции ГФС. Например, право на выдачу обобщающих налоговых разъяснений. Но, поскольку Минфин будет их издавать для всех и публично, то коррупция в этой сфере должна очень сильно сузиться.

Очень хорошая новость о предстоящем переводе в Минфин функций управления налоговыми базами данных. На первый взгляд. Потому что с системой электронного администрирования нам тоже много хорошего обещали, а оказалось ну очень не так, как было обещано.

По материалам: LB.ua