ДПТ Рыбальского полуострова: подводные камни, противоречия и недоработки

На заседании земельной комиссии Киевсовета был утвержден детальный план территории Рыбальского полуострова, предлагающий застроить территорию жилыми домами. Несмотря на активное возмущение общественности и профессиональное неодобрение со стороны членов столичного градсовета, киевские депутаты сочли проект ДПТ пригодным для реализации. 

ЗА ЖИЛЬЕ 

Формально, именно изменение стратегии с офисно-административной на жилую и стало основой депутатской поддержки нынешнего ДПТ. «Для меня в первую очередь аргументом «за» было то, что там будут жилые дома, а не офисные центры, которые парализуют сообщение между Оболонью и Троещиной», − объясняет свою позицию председатель земельной комиссии Киевсовета Александр Мищенко. С его слов можно понять, что усиливается этот аргумент намерением передать построенное жилье или его часть на нужды бойцов АТО и их семей, которые требуют улучшения жилищных условий.

«Следующее, там не будет таких высоток, как это есть на Позняках», − продолжает Александр Мищенко. Ссылаясь на жалобы общественности, он говорит о слишком высокой плотности заселения Харьковского района и Киева в целом. Поэтому, считает он, и нужно строить жилье на месте промзон.

С такой аргументацией, говорит активист и бывший депутат Киевсовета Елена Ескина, 13 депутатов, присутствовавших на заседании, и поддержали нынешний проект ДПТ. Хотя, по ее словам, согласно действующему Генплану и разрабатываемому проекту нового предусматривается, что территория Рыбальского полуострова должна быть отведена под офисно-административную застройку. Таким образом, объясняет она, нынешнее ДПТ прямо противоречит обоим генпланам.

ГРАДСОВЕТ ПРОТИВ, НО «ЗА»

Пикантным моментом во всей ситуации стала позиция градсовета по поводу этого ДПТ. Как рассказывает архитектор Георгий Духовичный, присутствовавший на первом заседании градсовета в середине июня, тогда проект не нашел поддержки ни у одного архитектора, каждый высказал к нему замечания.

Ключевой проблемой ДПТ, по словам Григория Духовичного, является отсутствие его связи с окружающей территорией, что в итоге и породило ряд конкретных недоработок. Так, проектанты не учли и даже не знали о существовании расположенной рядом станции теплоснабжения (ранее ТЭЦ-2), хотя она предусматривает не только наличие вокруг охранной зоны, но и обязывает просчитывать розу ветров.

Кроме того, разработчики, по словам Духовичного, совершенно не учли сильный шум, который уже сейчас создается Гаванским мостом и после завершения строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода только усилится. «Не было продумано экранирование шума, жилые дома расположили вплотную к его источникам», − объясняет он.

Недоработки проявились даже в градостроительных мелочах. Например, проект предлагает построить на полуострове закрытые каналы (не имеющие сообщения с Днепром). Во-первых, это означает наличие в жилой зоне стоячей воды. Во-вторых, объясняет Духовичный, исходя из уровня воды в Днепре и высоты полуострова, защитная стенка каналов должна будет составлять 7 м в высоту, т.е. 7 м голого бетона над уровнем воды в канале. «Вы представляете эту красоту? А если рядом будут играться дети, можно ли говорить о безопасности?», − задает вопросы архитектор. Как вариант, можно было бы сделать стенки канала наклонными, но это может вдвое увеличить общую площадь канала, попросту «съев» полезную территорию.

Несмотря на эти и другие замечания архитекторов, уже через две недели проект был повторно вынесен на обсуждение градсовета. «Я спросил, как это удалось, ведь за такое короткое время невозможно устранить все те замечания, которые были высказаны в предыдущий раз. Как оказалось, большая часть замечаний ко второму заседанию была попросту снята», − рассказывает Георгий Духовичный.

В свою очередь экс-замглавы департамента архитектуры КГГА Андрей Вавриш заверил, что вопросы шумоизоляции и наличия ТЭЦ-2 в проекте проработаны. «Все эти моменты учли и просчитали − даже не представляю, как можно проектировать, чтобы не заметить ТЭЦ. А что касается шумоизоляции, то на масштабе коридоры шумового загрязнения не выглядят такими большими», − пояснил Андрей Вавриш.

Кроме того, он добавил, что согласно всем просчетам, стоячей воды в жилой зоне не будет. «От воды 1,5-2 метра, а на входах в канал стоят шлюзы для запирания на период критических паводков, соответственно вода циркулирует», − рассказал Андрей Вавриш.

Согласно протоколу второго и окончательного заседания градсовета, проект получил шесть замечаний. Одни из основных, зафиксированных в протоколе − отсутствие в проекте транспортно-пешеходной схемы и необходимость рассматривать эту территорию как составляющую окружающей среды.

«Основной недостаток этой работы состоит в том, что рассматривается в ней только небольшой кусочек территории, в отрыве от окружающей местности. Во-вторых, через этот участок проходят все транзитные транспортные потоки Киева, но разработчики не учли, что при изменении планировки территории необходимо изменять и транспортную схему», − объясняет главный архитектор Института «МіськЦивільПроект» Виктор Ширяев.

Член градсовета Янош Виг вообще рекомендовал даже не рассматривать это проектное решение. «Я думаю, что этот полуостров нельзя отдавать под застройку жильем, застройка должна быть смешанной. Отдавать эту территорию под одну функцию – очень опасно», − предупреждает Виктор Ширяев.

Но, как отметил Андрей Вавриш, полуостров будет не жилым, а мультифункциональным. «Район является не жилым, а мультифункциональным. Это показывают цифры: он вместит в себя 21 тыс. проживающих и создаст до 15 тыс. рабочих мест. Кроме того, будут обеспечены качественные связи (как пешеходные, так и вело-) с Подолом, а сеть набережных будет связана в одно целое. Вдоль каналов предусмотрена сеть пешеходных улиц и огромное количество мест для отдыха общегородского масштаба. Также хочу отметить, что проектом предусмотрена полностью прогрессивная транспортная сеть с широкими улицами, без единого светофора и без заторов, а количество паркингов полностью соответствует нормативам. Будут построены школы и детские сады, также согласно нормативам», − отметил Андрей Вавриш.

Тем не менее, по итогам второго заседания градсовета было принято решение рекомендовать проект ДПТ к утверждению с учетом высказанных в ходе обсуждения замечаний и предложений. В справке, прикрепленной к проекту решения Киевсовета по ДПТ Рыбальского полуострова, юридическое управление КГГА сделало аккуратную приписку о том, что основные технико-экономические показатели проекта не совпадают с теми, что были указаны в протоколе градсовета. Но в остальном формальное препятствие было устранено. «На комиссии докладывала разработчик этого проекта, девочка, и она представляла все бумаги, которые нужны были для того, чтобы депутаты могли принимать такое решение, или такое», − говорит Александр Мищенко.

КТО СУМЕЛ?

Как так получилось, что проект ДПТ с грубыми ошибками, понятными не только профессиональным градостроителям, нашел поддержку на градсовете и земельной комиссии? Елена Ескина и Георгий Духовичный, как и другие активисты, присутствовавшие на заседании земельной комиссии, напрямую связывает это с заказчиком разработки и инвестором, а также с использованием админресурса.

Так, показательным стал пример с градсоветом, который сейчас возглавляет и.о. главного архитектора Киева Александр Свистунов. На встрече с девелоперами в рамках мероприятия UBC, проходившего в конце июня, он во всеуслышание заявлял о необходимости усилить позиции и влияние градсовета на архитектурно-градостроительные проекты. Но в случае с ДПТ Рыбальского полуострова все получилось с точностью до наоборот: мнение градсовета не было принято всерьез и никто из чиновников его не отстаивал.

Что касается заинтересованных лиц, то инвестором проекта, согласно протоколу заседания градсовета, выступает ООО «Межрегиональный центр технической инвентаризации», представителем которого в протоколе заседания значится бывший замглавы департамента архитектуры КГГА Андрей Вавриш. Собственниками расположенного на полуострове завода «Ленинская кузница» являются Петр Порошенко и Игорь Кононенко (согласно данным госреестра юрлиц). Именно в инвестиционных интересах первого лица государства, считают активисты, и совершаются все эти действия с Рыбальским полуостровом. 

По материалам: ABCnews