Кризис киевского метрополитена: что будет с работой подземки

Высший хозсуд Украины рассмотрел дело по иску ООО "Укррослизинг" к КП "Киевский метрополитен" и принял решение в пользу истца. Это решение было принято в ответ на кассационную жалобу метрополитена, которая оказалась удовлетворена лишь частично. В частности, суд отказал "Укррослизингу" в удовлетворении исковых требований о взыскании пени в сумме 42 млн. грн. Но в том, что касается обязательств метрополитена в 2 млрд. грн., решение предыдущих судов осталось в силе.

Так, еще 16 марта 2017 года счета "Киевского метрополитена" были арестованы по решению Киевского апелляционного хозсуда, который обязал предприятие выплатить "Укррослизингу" почти 2 млрд. грн. по договору 2009 года на поставку ста вагонов. Из них метрополитен получил всего 51 вагон, но в ходе судебных разбирательств все равно оказался обязан выполнять указанные в договоре финансовые обязательства. Не помогли ни апелляция, ни кассация, передает СтройОбзор со ссылкой на ABCnews.

ЦИФРЫ НЕ РАДУЮТ

2 млрд. грн. – это сумма, примерно равная годовому бюджету всего метрополитена. Так, в 2016 году доход предприятия составил 2,09 млрд. грн. (в 2015 году – 1,81 млрд. грн.). В то же время расходы метрополитена в 2016 году достигли 2,01 млрд. грн. (на 4,2% больше, чем в 2015 году). Таким образом, в прошлом году предприятие получило 76,1 млн. чистой прибыли. Это первый за 15 лет положительный результат работы предприятия, и он явно лучше, чем 119 млн. грн. убытков годом ранее. Но этого все равно недостаточно для выплаты обязательств в размере 2 млрд. грн.

Ситуация усугубляется тем, что, по данным КГГА, киевское метро совершает около 44% всех пассажироперевозок в столице (в среднем 1,32 млн. пассажиров в сутки или 484,58 млн. пассажиров за 2016 год). Причем значительная часть этих перевозок приходится на льготных пассажиров.

Двери закрываются: работа столичного метро под угрозой

Так, по данным, приведенным в Программе социально-экономического развития Киева на 2017 год, по состоянию на октябрь 2016 года держателями "Карточек киевлянина" было более 716 тыс. человек. Такая карточка как раз дает право бесплатного проезда в метро. Если все эти льготники ежедневно совершат хотя бы по одной поездке, это составит более половины всех объемов перевозок. Эти цифры сопоставимы с теми, которые озвучивают руководители столичных депо наземного транспорта, когда жалуются на 40-50% льготников.

К сожалению, плата за перевозку пассажиров – это сейчас единственный источник дохода метрополитена. Предприятие, как и прочий коммунальный транспорт, не получает ни копейки от размещения рекламы на его территории и в вагонах. "Все идет в городской бюджет, нам перепадают 0 гривен 0 копеек и упреки от пассажиров за навязчивую рекламу. Мы даже не можем оценить, сколько же зарабатывают носители, размещенные в подземки", – отметили в пресс-службе КП.

БЕДНОЕ МЕТРО

В метрополитене признают, что ситуация очень сложная, но не унывают.

"Мы будем работать, остановиться не имеем права. Но режим работы будет меняться", – сообщили в пресс-службе метрополитена.

Ранее пресс-служба заявляла, что возможно возникновение угрожающей ситуации с выплатой заработной платы работникам, что может привести к напряженности в коллективе.

"Метро работает в штатном режиме и будет работать так и дальше. Но экономить нам придется на всем, включая зарплату и ремонт подвижного состава", – подтвердил еще один источник в метрополитене.

В пресс-службе рассказали о предстоящей экономии более детально: "Поскольку счета заблокированы, у нас нет возможности закупать запчасти и оборудование для текущих ремонтов. Да, есть технологический запас, но его надолго не хватит. По зарплате тоже есть резерв, но небольшой".

Чем это обернется для пассажиров. Для начала, уже приостановлен ремонт эскалаторов. Подвижной состав будет сниматься с рейсов в случае даже незначительных неисправностей. Поэтому неизбежно будут увеличиваться интервалы движения и загруженность вагонов.

"Грубо говоря, если сейчас метрополитен работает на 100%, то через месяц-полтора на линии будет около 80% подвижного состава", – оценили перспективы в пресс-службе перевозчика.

Завтра в Киеве может остановиться метро – нардеп

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ГОРОД

В КГГА эту ситуацию назвали "хозяйственным спором, который достался в наследство от предыдущего руководства города.

"У города есть профицит бюджета, и теоретически уплатить эту сумму можно, перекинув с других программ, например, ремонта дорог. Но мы надеемся на адекватную реакцию СНБО и включение компании "Укррослизинг" в санкционный список", – прокомментировал первый замглавы КГГА Геннадий Плис.

23 марта депутаты Киевсовета уже обращались в СНБО, СБУ и прокуратуру с просьбой наложить санкции на "Укррослизинг" как компанию, подконтрольную "Внешэкономбанку".

"В условиях войны выплачивать любые суммы агрессору не просто нелогично, а преступление", – подчеркнул Геннадий Плис. 

Однако реакции СНБО пока нет.

"На следующей неделе мэр направит еще одно письмо в СНБО и силовые ведомства. Мы верим в здравый смысл и то, что увидим в ближайшее время реакцию СНБО. Включение "Укррослизинга" в санкционный список будет эффективным не только для Киева, но и для страны в целом. А пока приложим максимум усилий, чтобы работа метрополитена шла без каких-либо затруднений", – пообещал Геннадий Плис.