В карантин не время опускать руки: советы эксперта

Сегодня украинские предприниматели оказались в катастрофической ситуации – карантин больше всего ударил по малому и среднему бизнесу. Все в стране (как, впрочем, и во всем мире) стали зависимы от карантина, и делать какие-либо конкретные прогнозы о его завершении (несмотря на то, что названа дата – 11 мая) еще рано, а о том, что будет после – страшно.

Бизнесу приходится просто ждать, но, как рассказывает СтройОбзору маркетинг-стратег и собственник маркетингового агентства полного цикла Defense Яна Чумак, время ожидания также нужно провести с пользой, закрыть старые пробелы, а также найти новые возможности для развития своего дела.

«Карантин – это время – самое, что ни на есть подходящее для того, чтобы превратить свой бизнес из неэффективного в конкурентоспособный. В тот, который выдерживает встряску кризисами, скачками доллара и эпидемиями», - считает эксперт.

По ее мнению, ситуация на рынке после завершения карантина существенно изменится, ведь, прежде всего, сократится объем спроса.

«Клиентов станет меньше. Кто-то предпочтет ваш товар более дешевому заменителю, то есть будет удовлетворять свою потребность уже не вашим продуктом. Средний чек уменьшится. Покупатели будут придерживать деньги в связи с неизвестностью. Частота покупок тоже сократится, то есть клиент придет к вам за полгода не 6 раз, как раньше, а только 4. Конкуренция между игроками усилится на всех рынках. Так как покупателей меньше, а игроков пока такое же количество. Что в этой ситуации делают предприниматели? Останавливают все маркетинговые активности, прикрываясь фразой: «ну сейчас такая ситуация...». Но сознательные бизнесмены так не поступают. А действуют с точностью наоборот», - говорит Яна Чумак.

И советует продолжать работать над развитием своего дела, несмотря ни на что.

Во-первых, поработать над позиционированием компании, разработать свое уникальное торговое предложение, найти свою «фишку». Во-вторых, посмотреть более критично на свое название, лого, экстерьер и интерьер заведения, соответствует ли он особенностям целевой аудитории.

В-третьих, стать понятным для клиента – «упаковать» преимущества, дать возможность клиенту, в условиях большого количества игроков на рынке, предпочесть именно вас.

Но, по словам маркетинг-стратега, это только первые этапы работы.

«Необходимо разработать стратегию работы с ассортиментом, оптимизировать его. Определить, какие товары приносят вам максимальный результат, не распыляться на низкомаржинальные и слабо оборачиваемые товары. В работе с ассортиментом кроется источник дополнительной прибыли – 20, 30 а иногда и в 50%. Также необходимо разбить на сегменты вашу клиентскую базу, проработать стратегию поведения с каждой группой в зависимости от частоты покупок, среднего чека, давности покупок. Ведь понятно, что только 20-25% ваших клиентов дают вам основную прибыль. В этот период важно понять, на какую группу клиентов запускать рекламу, а на какую не стоит тратить бюджеты», - говорит она.

При этом эксперт советует не забывать использовать базово необходимые инструменты для принятия собственником взвешенных управленческих решений. Например, оцифровать ключевые показатели бизнеса и вашу воронку продаж. Речь идет о таких показателях, как маржа, средний чек, количество лидов, конверсия на каждом шаге воронки продаж, количество повторных продаж.

«Важно также контролировать эффективность рекламы и рассчитывать показатель возврата маркетинговых  инвестиций. Избегайте хаотичных рекламных действий. Делайте маркетинг-план на месяц-два. Проработанный на старте комплексный план коммуникаций помогает в планировании и сокращает нецелевое использование бюджетов на 40%», - подводит итог Яна Чумак.

Источник: СтройОбзор