Михаил Рабинович о строительной отрасли, жилищных программах и планах по развитию Харькова

Главный архитектор Харьковской области Михаил Рабинович в эксклюзивном интервью СтройОбзору рассказал о том, что сейчас происходит в строительной отрасли. Как отреагировали застройщики и градостроители на экономическую и политическую нестабильность в Украине и чего ждать харьковчанам в ближайшее время. Также главный архитектор обозначил основные тенденции, перспективы и проблемы.  

Децентрализация власти и строительная сфера - что предлагают харьковские градостроители в условиях кризиса

По словам главного архитектора Харьковской области, строительный комплекс - один из самых чувствительных к изменениям в экономике.

“На нем отражаются  все колебания - и политические, и экономические, и финансовые.  Сам строительный комплекс очень емкий. На одного работающего в экономике задействованы от 7 до 10 человек. Это колоссальная сфера, которая также имеет и серьезный социальный статус. Несмотря на  тяжелую ситуацию, которую мы видим в Украине, очень положительным является тот факт, что поднят вопрос о децентрализации власти и передачи части функций на места”, - говорит Рабинович.

Этот вопрос - продолжение тех положений и тех законодательных инициатив снизу,  которые инициировали градостроители и строители.

“Когда в 2011 году принимался блок законов, связанных с разрешительными процедурами, с упрощением целого ряда служб, с появлением открытых окон (формы, которая позволяет прозрачно работать и “уходить” от ряда чиновников), то все это должно было ускорить строительный процесс, сократить сроки сдачи объектов, удешевить жилье. Впрочем, сегодня в закон 2011 года внесено очень много подзаконных актов, которые во многом нивелировали все плюсы. Сейчас строители и проектировщики обращаются с тем, что есть много проблем. Есть целый ряд проектов, которые в рамках децентрализации возвращают в исходное положение, а по ряду позиций еще более активно продвигают упрощение проблем”, - говорит чиновник.

Целый ряд документов, которые были совместно разработаны строителями, градостроителями, чиновниками, представителями Фонда молодежного жилищного строительства, сейчас направлены в Киев.

“Мы хотим, чтобы при разработке нового закона, учли пожелания всех участников этого процесса. В частности, мы выступаем за то, чтобы остались за центром только функции базовые по координации действий, по разработке законодательных актов, функции регулирования. При Минрегионстрое есть отдельная довольно серьезная служба, которая имеет функции и контрольные, и законодательные. Это здесь на местах создает определенные сложности в части  предоставления деклараций, оформления ввода жилья, получения разрешения на строительство, особенно по объектам серьезным, большим, инвестиционным, 4-5 категории сложности. Сейчас с этой категорией сложности и высоким классом ответственности все застройщики и проектировщики с экспертизами работают только в центре. Поэтому наша инициатива ликвидировать эту центральную службу”, - говорит Рабинович.

Также  в харьковском документе речь идет о ГАСК (Государственная архитектурно-строительная инспекция в Украине).

“По новому законопроекту эта структура должна перейти на местный уровень - от исполнительных органов областного и городского уровня, до городов областного значения, районов и их администраций, сел, поселков. Это огромная пирамида. Но наше предложение -  с одной стороны опустить эту функцию на местный уровень, но с другой стороны местный уровень не  ниже областной администрации. Эта служба в Харьковской области работает одна, и она накрывает все проблемы ввода жилья в городе. При этом ехать и формировать службу в районе, где и строительства как такового нет, смысла нет”, - уверен главный архитектор.

Еще один важный вопрос - большое количество “недостроев” по индивидуальному жилью.

“Выходят подзаконные акты об упрощении схемы, но, тем не менее, что касается жилья индивидуального (до 300 метров), то  мы считаем,  что здесь также нужно уходить от ГАСКа даже на уровне декларирования. Ведь сегодня есть паспорт БТИ. Закончил человек строить - он получает паспорт БТИ, в котором две печати - эксперта, который призван оценить техническое состояние строительства, и представитель службы инспекционной, который оформлял сам паспорт БТИ. Также есть решение органов местной власти. Мы настаиваем на том, что декларировать частные жилые объекты не нужно. Это лишняя цепочка, лишнее время и лишние проблемы. Если убрать декларацию, то это резко упростит жизнь всем застройщикам индивидуалам. Мы в данном случае не говорим об индивидуальных домах, которые больше многоквартирных. Это серьезные объекты и они требуют серьезной разработки документации и т.д. Хочу отметить, что я сейчас говорю о “полуколлапсовом” состоянии, в котором  находится строительный комплекс, а за ним и градостроительная сфера”, - говорит Рабинович.

Чтобы доносить оперативно информацию на все уровни, управление архитектуры работает с Ассоциацией строителей, в которой представлены все крупные компании, с Фондом молодежного жилищного строительства, через который шло финансирование программ, с банками - со всеми участниками строительной отрасли.

В Харькове просят не закрывать государственные жилищные программы, чтобы была возможность финансирования на местном уровне

Как утверждает главный архитектор Харьковской области, Государственные программы доступного жилья в регионе работали очень эффективно.

“Сейчас на государственном уровне, учитывая крайне жесткий режим экономии, программы не ликвидированы, но они финансово остановлены. Мы обратились в Министерство, чтобы действие этих программ не прекращалось, потому что на местном уровне, мы готовы их продолжить. Деньги под программы “Молодежное кредитование” и  “Доступное жилье” в этом году были выделены. Всего 10 миллионов гривен  - по 5 на каждую. Более того, мы обратились в Киев с тем, что эти программы подталкивают экономику. На одну гривну вложений местных или государственных бюджетов человек вкладывает в строительство своих три гривны, которые он держит на депозитах или дома”, - сказал чиновник.

Он уверен, что это инвестиционные программы, а не дотационные. Поэтому их необходимо поддержать и сделать все, чтобы они работали.

“Программа “Удешевления ипотеки” работает. Банки по ней работают. Сегодня выплачено порядка 600 тысяч гривен. В Харькове по ипотеке 64 семьи собирают документы и два договора сейчас финансируются. По программе “30 на 70” также есть люди, которые выбирают себе квартиры. Дома определены, они проверены. Уверен, если программы не закроют, то на местном уровне будет возможность из местного бюджета вкладывать в них деньги”, - сказал Рабинович.

В Харьковской области в планах осталась сдача в этом году 28 объектов общей площадью 370 тысяч квадратных метров жилья, из которых больше половины - многоквартирное жилье. Никто не отменял ничего и не снимал с планов, утверждает главный архитектор.

Обмен информацией между земельным и градостроительным кадастрами решит проблему отсутствия в регионе градостроительной документации

По информации главного архитектора Харьковской области, общая картина по разработке градостроительной документации в регионе тяжелая. На разработку самых первоочередных документов нужно более 15 миллионов гривен.

“Если двигаться в рамках наполнения полностью градостроительной документацией всех проблем, которые у нас существуют, то денег нужно очень много. Но мы сузили это до минимальной достаточности. Выделили те участки, где отсутствует вообще документация или серьезно изменилась инвестиционная политика и зонирование. Эта программа только по первоочередным проблемам стоит около 15,5 миллионов гривен. В прошлом году цифра составила 3,5 миллиона гривен - эти средства освоены за счет инвесторов. Хочу объяснить: например,  возникают проблемы у инвесторов,  им нужно в рамках законодательства решать вопросы. Допустим, меняется зонирование или поменялась инвестиционная деятельность, тогда инвесторы за счет своих средств, что законодательно разрешено, разрабатывают детальные планы, корректируют генпланы. В рамках узаконенного зонинга и другой документации начинают строить и промышленные объекты, и жилые объекты, и рекреационные объекты”, - говорит Рабинович.

Сейчас департамент градостроительства на центральном уровне пытается решить вопрос передачи картографической основы, которая необходима для разработки проектной документации через органы Держкомзема.

“Не секрет, что есть ведомственная разобщенность. Появился закон “Об обмене информацией между земельным и градостроительным кадастром”. На этом стыке мы должны довольно резко сэкономить бюджетные средства. Ведь на нужды земельного кадастра уже потрачены средства и уже есть часть картографической основы, которая составляет половину цены градостроительной документации. Сейчас эта работа ведется на уровне Минрегионстроя, которое вместе с центральным органами Держкомзема планируют решить этот вопрос”, - рассказал Михаил Рабинович.

Если сегодня на местный уровень будет передана часть полномочий, то органы архитектуры и местные органы власти смогут ориентироваться на реальное состояние дел в части наличия средств на те или иные программы, говорит чиновник. Также стоит вспомнить “Правила застройки”.

“Есть так называемые “Правила застройки”, которые базировались на серьезной градостроительной и законодательной базе, а также учитывали определенные местные условия. И эти “Правила застройки” давали архитекторам право решать какие-то вопросы, исходя их своей профессиональной и административной ответственности”, - говорит архитектор.

Чтобы решить проблему “недосторев” нужен алгоритм списания и алгоритм передачи

В Харьковской области была проведена полная инвентаризация всех недостроев. В этот перечень попали все недостроенные объекты в Харьковской области.

“Это статистические данные, которые включают все - и объекты, которые строятся, но не сданы в эксплуатацию, и объекты, которые стоят уже несколько лет, и объекты, которые стоят десятилетия. Когда проводилась инвентаризация, одновременно в этом участвовали все органы исполнительной власти. Все высказывают свои мнения, что же делать с объектами, которые стоят десятилетия.  Пример - большое количество объектов (больше 220) находятся на Вильче. Это известный поселок, который планировался под переселение жителей Чернобыля. Но, в силу разных обстоятельств, этот вопрос централизовано не был решен. Сейчас то, что начиналось на уровне фундамента уже технически использовать нельзя”, - говорит Михаил Рабинович.

В Харьковской области большое количество подобных “недостроев”. Единственный путь, по мнению специалиста, найти алгоритм списания.

“Если тратились средства разных бюджетов, то процедура должна быть. Но цель одна - освободить площадки для других инвестиций, чтоб люди могли их осваивать. Потому что где-то и сети проводились и что-то использовать можно. Поэтому основной вопрос на сегодня - уточнение алгоритма списания. Это сразу, если говорить о Харькове, где-то  под тысячу объектов недостроев, уберет 30%. Также мы знаем, что есть участки, закрепление за Министерством обороны. Есть крымские вопросы - в частности жилье для военных. Переговоры ведутся. Идет речь о строительстве быстровозводимого жилья эконом класса. Есть площадки, в том числе проинвентаризированные. Крупные строительные компании ведут по этому вопросу переговоры. Я думаю, что в ближайшее время все определится”, - уверен Рабинович.

Также главный архитектор отметил, что в Харьковской области есть ряд объектов жилищного строительства,  степень готовности которых достигает 80%.

“Но там нет инвестора, нет бюджета. Их можно использовать частично под те же программы строительства жилья крымским военным или под программы “Доступного жилья”. И предложения такие есть. Этот список на контроле, более того он рабочий и главное, что он уменьшается”, - отмечает Рабинович.

Что ждет район “Салтовки”: пробивка улицы Барабашова, жилой микрорайон, уход от “Шанхая”

В 2013 году был скорректирован генеральный план Харькова в соответствии с новыми законами. Сделан и согласован зонинг. Харьков, несмотря на то, что многое еще надо сделать, лидирует в Украине, уверен Главный архитектор Харьковской области. Есть схема развития районов города. Так разработан проект развития района Салтовки, включая рынок “Барабашово”.

“На рынке предусмотрена и социальная сфера. Так, если речь идет о строительстве торгового комплекса,  то уровень его в детальном плане предлагается совершенно другой,  с реконструкцией сетей и с уходом от "Шанхая". Также есть ряд предложений по транспортный схеме. В частности улучшается проезжаемость с Салтовского жилого массива в центр и наоборот. Планируется пробивка улицы Барабашово, которая станет дублером улицы Академика Павлова, что позволит разгрузить автомобильные потоки. Также конечная остановка исчезнет. После пробивки улицы Барабашово, троллейбусы и общественный транспорт запускаются по большому кольцу. Там не будет конечной - появится двусторонний транзит, что также разгрузит потоки. Появятся небольшие переходы в районе переулка Шевченковского, это одна связь с улицей Шевченко. Там будет небольшой мостовой переход - не дорогой. Там же улица  50 лет ВЛКСМ пробивается с полным транспортным потоком к центру в районе метро Киевская”, - рассказал о планах Рабинович.

В таком виде программа был заявлена и она есть в генплане города, утверждает чиновник.

“Это “долгие затеи”, которые требуют серьезных инвестиций. Но  мы понимаем, что пробивка улицы Барабашово - это понятно и важно. Также есть ряд проблемных вещей - это выход из метро, транзиты, подтапливаемость. В программе есть инженерные вопросы, которые решают проблему подтопления. Но главное, что город, инвестор и все участники процесса готовы. Программа намечена, одобрена и она фактически начала бы реализоваться, если бы не экономические и другие проблемы. Но, насколько я знаю, по этому пути инвесторы все равно идут. Часть павильонов, которые старые и стоят на проезжей части, будут ликвидированы. Уже намечены этапы ликвидации части павильонов и строительства более цивилизованных одно или двухэтажных центров, куда будут выводиться люди из старых павильонов. Без этого поэтапного движения ничего не произойдет”, - говорит Михаил Рабинович.

Кроме рынка “Барабашово” в этом районе намечено развитие жилых территорий и жилищное строительство.

“Намечено строительство жилья разного типа. Так, со стороны намыва, намечен жилой квартал.  Планируется строительство разного жилья - в основном многоквартирное и недорогое. Есть участок для жилья типа таунхаусов. Также запланировано развитие паркингов  - открытых и закрытых,  торговая инфраструктура и социальная сфера. Реконструкция рынка “Барабашова” составляет меньше половины планов. Но развивать эту территорию без очистных сооружений, административно- хозяйственных зданий цивилизованных тоже нельзя”, - уверен архитектор.

Пока никто эту программу и этапы, которые были согласованы, не отменял и все будет реализовываться в этих тяжелых условиях. Эта программа рассчитана на 15 -20 лет в нормальном режиме финансирования.

Государственное строительство: что остановилось, а что еще надеются достроить в Харькове

По словам главного архитектора Харьковской области полностью остановилось строительство баскетбольной арены.

“Никто не предполагал, что резко остановятся процессы и инвестор прекратит финансирование. Харьков шел первым в подготовке к Евробаскет-2015. Первыми сделали проект, первыми начали строить, по стройке мы обошли все города Украины. Никто не предполагал, что все так закончится. Не хотелось бы, чтобы Харьков Арена добавилась к тем стройкам, которые остановились надолго. Объекты, которые ориентировались на инвестиционные программы - они живые. Объекты целевые - только рассчитанные, например, на Евробаскет,  где коммерческая составляющая не очень сильная - остановились. Если появится новый инвестор  - или государство или коммерческий инвестор, то все это переориентируется. Это универсальная коробка. Там могут проводиться различные мероприятия и коммерческие в том числе. Набор функций любой - надеемся, что это ненадолго”, - сказал Рабинович.

Также  строительство харьковской филармонии хоть и не остановилось, но работы ведутся за счет застройщиков и проектантов.

“Наша филармония - уникальный комплекс, где уже есть орган, и хочется его услышать. Сегодня идет работа. Город и область - все пытаются найти варианты и возможности, как можно завершить строительство. Сегодня там не остановлена стройка лишь только потому, что там работают и проектная организация, которая дорабатывает, исходя из свой профессиональной ответственности, и застройщик “Жилстрой -1”, который работает и не выходит оттуда. Но, тем не менее, все может остановиться,  если не будут найдены средства. Программа довольно серьезная не только для Харькова, но для Украины. Все понимают, что туда вложены значительные государственные средства и реконструкцию нужно завершить. Все надеются, что мы найдем средства и достроим”, - говорит Рабинович.

Сложная ситуация и со строительством станции метро “Победа”.

“Что касается станции метро Победа, то здесь также ситуация непростая. Мы надеемся, что эта станция будет завершена. Ведь там не только метро, там целый транспортный узел. Строительство автостанции и полностью благоустройство для Алексеевки  - а это значительный объем. Там же целый ряд объектов торговых - “Эпицентр”, “Метро”, “Магелан”. Последний должен сейчас стартовать со второй очереди. То, что работает - это четвертая часть. Остальное - это инфраструктура, магазины, рестораны, кинотеатры и так далее - это все должны были начать стоить. Сейчас инвестор не говорит, что этого не будет. Планируют в этом году закончить, надеемся, что так и будет и в следующем году этот комплекс заработает. С учетом нормального благоустройства, транспортной инфраструктуры, метро, для такого района как Алексеевка это будет якорь, который сможет решить все проблемы района на уровне обслуживания”, - рассказал Михаил Рабинович.

Что касается центральной части Харькова, то запланирована реконструкция площади Конституции, Набережной и целого ряда объектов. На уровне зонинга намечены пути.

“Мы видим, что продолжается строительство трогово-развлекательного центра по улице Пушкинской, 2. По заявлениям инвесторов, строительство должно завершиться в намеченные сроки. Что касается Левады, то это фактически центр города и там намечено строительство торгового центра, приведение в порядок самой станции, строительство жилого квартала. Также там намечены работы по борьбе с подтоплением - дорогие работы. Чтобы выйти на нормальный уровень жилья нужно вкладывать средства”, - говорит Михаил Рабинович.

Харьковский Госпром  хотят внести в список памятников Международного значения ЮНЭСКО

В Харьковской области насчитывается 778 памятников архитектуры, в том числе 553 находятся в Харькове, 225 в Харьковской области. Из общего количества -70 памятников имеют статус Национального значения.

“Харьков столица конструктивизма - Госпром, ДК “Железнодорожников”, Главпочтамт. В Харькове есть филиал Международной организации по охране памятников архитектуры этого направления. Сейчас мы хотим по зданию Госпрома собрать документы и зарегистрировать его Киеве в  госреестре. После того, как будет получен пакет документов, мы будем работать в направлении того, чтобы он попал в список ЮНЭСКО. В первую очередь это повышает статус памятника, а также это дает возможность привлечения финансирования Международных фондов, которые связаны с сохранением памятника Международного значения. Все мы готовы к этому серьезному проекту. Это очень серьезная техническая работа, но только за счет энтузиазма ее сложно провести”, - рассказал СтройОбзору Михаил Рабинович.

Также сейчас проводится работа по проведению оценки состояния зданий, их паспортизация. Эта работа, которая требует финансовых ресурсов и немалых. Ее планировали провести  в 2013 году.

“По этой теме слово финансы - основное. Все, что мы намечали, мы потихоньку делаем. По законодательству работа с памятниками невозможна, если они не заведены в Государственный реестр памятников. После регистрации памятник может принимать участие в комплексной охранной программе. Инвесторы и арендаторы могут осуществлять выкуп и вкладывать средства в законодательном поле. Нужен большой пакет документов на каждый памятник. Это и исторические справки, и обследование памятника, и состояние его на сегодняшний день, и охранные договоры, в которых прописаны все мероприятия, которые нужно сделать, чтобы привести в порядок памятник. Раньше была жесткая позиция государства - памятник архитектуры не продается, не передается. Как следствие памятники разрушались. Сегодня у нас основная задача  - найти инвесторов, найти живые деньги, чтобы можно было эти памятники содержать. Единственная проблема - мы останавливаем иногда инвесторов, чтобы при реконструкции и при ремонтах не была утрачена аутентичность памятника”,- говорит Михаил Рабинович.

Тенденции

Жизнь не останавливаются. В Харькове есть потребность в жилье, есть потребность в торговле. Да, идет переориентация - любое изменение в экономике отражается на градостроительстве. Сейчас коробки, которые планировались под 300 метровые большие квартиры, сейчас перепланируют под маленькие квартиры, которые сегодня продаются. Раньше строилось большое количество офисных зданий, сейчас их переориентируют на небольшие гостиницы, на небольшие торговые предприятия.

Источник: СтройОбзор