Поляки забирают у Кернеса российские троллейбусы и трамваи за долги
Суд обязал Харьковский городской совет и «ПЛ «Лизинг» передать ООО «Финансовая компания «Частные инвестиции» в счет погашения долгов 57 троллейбусов и 10 трамваев, общая стоимость которых составляет 40,3 млн грн. Об этом говорится в решении Львовского апелляционного хозяйственного суда, как сообщают «Наші гроші».
7 ноября 2006 года ЧП «ПЛ Лизинг» (лизингодатель), ХКП «Горэлектротранс» (лизингополучатель) и ООО «Дуотранс» (продавец) заключили трехсторонний договор купли-продажи. «ПЛ Лизинг» закупило троллейбусы и трамваи у «Дуотранса», а затем передало их в лизинг «Горэлектротрансу». Всего по лизинговой программе было поставлено 10 трамваев и 90 троллейбусов, общей стомостью 120 млн грн.
В 2006 году Кабинет министров под руководством Януковича принял государственную программу, по которой Харьков должен был получить частичную компенсацию за новую технику из госбюджета. Но в 2007 году правительство Юлии Тимошенко приняло новое постановление, по которому из госбюджета финансируется только закупка отечественного электротранспорта. Финансирование ХКП «Горэлектротранс» из госбюджета прекратилось, поскольку троллейбусы и трамваи были российского производства. У «Горэлектротранса» возникли перебои с платежами, поскольку в полном объеме городской бюджет не мог обеспечить выплаты по договору.
Для приобретения троллейбусов и трамваев «ПЛ Лизинг» брало кредит в ПАО «Кредобанк» под залог купленного электротранспорта. «Кредобанк» принадлежит «PKO Bank Polski SA»; поляку Лучину Ричарду принадлежит «ПЛ Лизинг».
В связи с невыполнением кредитного договора с «ПЛ Лизинг» в 2010 году через суд была взыскана задолженность в сумме 47,6 млн грн. В декабре 2011 года ПАО «Кредобанк» отступило право требования по договору ООО «Финансовая компания «Частные инвестиции», учредителем которой является Польский акционерный банк «Общая сберегательная касса».
В связи с неспособностью «ПЛ Лизинг» выплатить 47,6 млн грн. долга, суд решил, что требования кредитора должны быть удовлетворены за счет имущества, переданного в залог.
В мае 2014 года решением Хозяйственного суда Львовской области признано право собственности ООО «Финансовая компания «Частные инвестиции» на 57 троллейбусов и 10 трамвайных вагонов в счет погашения долга по кредитному договору. Еще 33 троллейбуса принадлежат компании на основании договора о порядке выполнения денежных обязательств от 13.11.2014., заключенного между истцом и предыдущим владельцем данного имущества — ООО «Кредит фонд».
Таким образом, Харькову сегодня не принадлежат ни одного трамвая или троллейбуса по спорной лизинговой программе.
В апреле этого года, по ходатайству Харьковского горсовета, суд восстановил пропущенный срок обжалования решения Хозсуда Львовской области, которым признана собственность ФК «Частные инвестиции» на троллейбусы и трамваи. После этого была подана апелляционная жалоба.
Представитель харьковского горсовета в суде заявил, что в течение 2006 - 2011 годов Департамент транспорта по договору финансового лизинга направил 48,1 млн. грн. из бюджета Харькова и 4,17 млн грн. — из государственного бюджета. Следовательно, городской совет приобрел права собственности на часть предмета лизинга по этому договору.
Также харьковчане указали суду, что во время принятия решения транспорт входил в ликвидационную массу ХКП «Горэлектротранс», поэтому изъятие имущества должно происходить только в порядке ликвидационной процедуры. Представитель горсовета апеллировал к тому, что суд первой инстанции не исследовал обстоятельств перехода к ООО «ФК «Частные инвестиции» права требования по портфелю задолженностей.
Но суд не нашел оснований для отмены решения Хозяйственного суда Львовской области, который обязал Харьковский городской совет и «ПЛ «Лизинг» передать ООО «Финансовая компания «Частные инвестиции», в счет погашения долгов, 57 троллейбусов и 10 трамваев.
Также 13 июля решение Львовского апелляционного хозяйственного суда прокомментировал Сергей Дульфан, директор Департамента инфраструктуры Харьковского горсовета, пишет официальный сайт. Он рассказал, что ООО «Финансовая компания «Частные инвестиции» вообще не фигурировала в договоре лизинга и не имеет отношения к сделке 2006 года, когда Харьковский горсовет и подведомственное ему КП «Горэлектротранс» заключили сделку с «ПЛ Лизинг» на получение услуги лизинга. Сделка была согласована с Кабмином и заключена в правовом поле, в соответствии с законом об электротранспорте. Государство принимало участие в сделке на основе софинансирования.
По словам Сергея Дульфана, уже в 2007 году появилось постановление Кабмина, которым рекомендовалась, а в 2008 году – требовалась покупка подвижного состава исключительно отечественного производства, чтобы город имел право получать средства из госбюджета. «В любом случае, эти постановления нас не касались, потому что мы не покупали подвижной состав. Мы всего лишь приобретали услугу лизинга. Но после 2006 года, когда от государства поступил платеж около 6 млн грн., средств из Киева Харьков больше не получал», — подчеркнул Сергей Дульфан.
Харьков выполнил все обязательства по договору, оплатил свою часть выплаты предмета лизинга, а также сумму, положенную за лизинговое обслуживание. Все эти выплаты касались субъекта хозяйствования, который был стороной по договору – «ПЛ Лизинг». Директор департамента добавил, что у города нет никаких юридических взаимоотношений с ООО ФК «Частные инвестиции».
Сергей Дульфан считает решение Львовского административного хозяйственного суда незаконным, так как оно принято с нарушением закона о банкротстве, поскольку КП «Горэлектротранс» сейчас проходит процедуру банкротства, но тем не менее является ответчиком в суде.