Возможно ли обустроить Харьков в "велоформате"

Велодвижение в последние годы набирает все больше популярности. И хотя говорить, что оно шагает семимильными шагами, еще рано, но с каждым новым сезоном на улицах города появляется все больше велосипедистов. Как правило, большинство из них любители – то есть те, кто катается на велосипеде для удовольствия, в свободное от работы время, принимая велоспорт как отдых. Но есть и те, кто решил отказаться от авто или общественного транспорта и перешел на здоровый образ жизни.
Но не все дороги города (и маленькие узкие улочки, и широкие магистрали, и подъемы, и спуски) предназначены для поездок на велосипеде. На тротуарах велолюбителям приходится "пробираться" сквозь прохожих, а непосредственно на дорогу многие выехать просто не решаются.
КРУТИТЬ ПЕДАЛИ С КОМФОРТОМ
Сегодня многие крупные европейские города оборудованы велодорожками. Велосипедист в Европе – полноценный участник дорожного движения. Как правило, велолюбители имеют свою полосу движения и, по сути, не зависят от автотранспорта и прохожих.
Не дает европейский опыт покоя и нашим велосипедистам. Так на днях харьковчане написали в горсовет петицию с просьбой обустроить велодорожку вдоль просп. Науки. Толчком для этой просьбы послужила новость о том, что в городе уже начали строительство первой велодорожки европейского образца.
Как мы уже писали, велодорожка длиной 7 км и шириной 3 м будет пролегать от перекрестка ул. Сумской и ул. Деревянко до Храма Святой царицы Тамары в Пятихатках.
Главный инженер фирмы-подрядчика Роман Бондаренко рассказал, строительство дорожки будет проходить в несколько этапов. Прежде всего, рабочие снимут растительный стой, уплотнят основание и приступят к укладке геотекстиля (материал, который предотвращает прорастание корневой системы). Затем основание покроют щебнем и приступят к асфальтированию. По обеим сторонам оборудуют бордюр. Вдоль всей дорожки планируют сделать парковки и остановки для отдыха.
Вот и получается – раз уж дорогу вдоль лесопарка обустроить можно, то почему бы не создать комфортное передвижение на всех улицах города. Но на самом деле – не все так просто.
Вопрос о строительстве велодорожек в Харькове (в частности на просп. Науки и просп. Гагарина) поднимался еще несколько лет назад. И уже тогда в городе утверждали, что основные "артерии" не предназначены для свободного передвижения на велосипеде.
"Если просто нарисовать на дороге разметку – это путь в никуда, – рассказал нам заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов. – Мы еще не готовы говорить о сознательности и велосипедистов, и водителей автотранспорта. Да, мы должны думать о любителях велоспорта и поддерживать это движение. Но, в первую очередь, необходимо отталкиваться от городской инфраструктуры".
Кроме того, отдав полосу велосипедистам, любая улица автоматически сузится, что приведет к пробкам и дискомфорту на дороге.
"Вряд ли образ жизни человека, пробирающегося через пробки, в чаде и угаре, можно назвать здоровым. Еще один момент – это градостроительные нормы и правила. Строить велодорожки необходимо там, где это уместно, технически возможно. В нашем случае – это дорога вдоль лесопарка. И сейчас мы работаем над этим проектом", – добавил вице-мэр.
Поэтому в ближайшем будущем о свободном передвижении по основным улицам города велосипедистам придется забыть. Но многие уверенны, на то есть и другие причины.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
На дороге все равны, и соблюдения правил дорожного движения обязаны (и тут восклицательный знак) соблюдать все: и автомобилисты, и пешеходы, и велолюбители. Но культура поведения на дороге сегодня такова, то зачастую водители и пешеходы не воспринимают велосипедиста как участника движения. Переходя дорогу (особенно, если речь идет о "зебре" без светофора) наши граждане, как правило, не обращают внимания на подъезжающий велосипед.
"Многие предпочитают пропустить автомобиль. Но редко кто останавливается перед проезжающим велосипедом. Как правило, пешеходы не воспринимают велосипед как транспорт", – рассказал нам харьковчанин Игорь Никонов, который привык передвигаться по городу на двух колесах.
"Большинство велосипедистов вообще не знают правил дорожного движения. Пересекают полосу, едут на красный свет. Но у них всегда есть оправдание – встал с велосипеда и уже пешеход. В любой непредсказуемой ситуации будет виноват водитель машины", – жалуется в свою очередь владелец авто Артем Ермолов.
Как рассказали нам полицейские, патрулирующие просп. Науки, проблема некорректного поведения водителей по отношению к велосипедистам существует.
"Мы делаем предупреждения, стараемся объяснить, что несоблюдение правил может стоить жизни. И пешеходы, и водители, и велосипедисты должны быть уверены в своей безопасности. Кстати, многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам. Это, безусловно, безопасней для них самих, но часто доставляет дискомфорт прогуливающимся", – отметили патрульные.
ОПЫТ СОСЕДЕЙ
Велодвижение постепенно затмевает сама мода на велодвижение. Активная популяризация велоспорта во многих стремящихся к европейским нормам городах, приводит к тому, что народ готов пересесть на два колеса, но ездить на них попросту негде.
Так, много критики пришлось в адрес велодорожки, которую несколько лет назад оборудовали в Киеве на просп. Бажана. Велосипедисты жаловались на высокие бордюры и столбы посреди дорожки. На наиболее сложных участках велодорожки не было вообще, или она проходила в нескольких метрах от киосков. Раскритиковали киевляне и веломаршрут на Трухановом сотрове, где, по сути, дорожка не нужна была вообще, так как большая территории – пешеходная.
Но будем лояльными к столице – ведь там, как и в нашем Харькове, велодвижение стараются поддерживать. В городе строят перехватывающий велопаркинг, а также оборудуют точечные места для велопарковок.
Кстати, подобные есть и в Харькове. Как правило, их устанавливают возле небольших магазинов и кафе сами владельцы того или иного заведения. Многие учреждения (по договоренности) готовы предоставлять подвальные или подсобные помещения для хранения велосипедов своих сотрудников. Чего не скажешь, например, о школах, вузах. Хотя многие родители выступают против того, чтобы их дети передвигались на велосипеде по городу, особенно в час пик. Причина все та же – особенности городской инфраструктуры и поведения участников дорожного движения.
Источник: СтройОбзор