Как строились спальные районы Харькова
САЛТОВКА
Салтовка – самый большой жилой массив не только в Харькове, но и во всей Украине. Застраивать этот район многоэтажками начали полвека назад. Но уже тогда на территории современной Салтовки были небольшие постройки, в основном до трех этажей.
Появляться дома здесь начали еще в конце 19 века. Тогда это была не просто окраина города, а что-то наподобие отдаленного поселка. Территория застраивалась отдельными участками. Уже потом они получили свои названия – Тюринка, Старая Салтовка, поселок Шевченки.
Строительство велось вдоль дороги на город Салтов (нынешнее Салтовское шоссе), таким образом район и получил свое название – вначале просто Салтовский поселок, а потом – Салтовка.
В 60-х годах 20 столетия здесь началась высотная застройка, генплан которой был разработан институтом "Гипрострой". Жилой массив по плану (который собственно и был реализован) начали застраивать панельными 9, 12, 16-этажными секционными и точечными, а также 5-этажными секционными домами. Массовое строительство велось вплоть до 90-х годов. Последними были застроены районы Северной Салтовка и ул. Краснодарской.
Пожалуй, самый интересный факт о Салтовке, который известен многим харьковчанам, – застройка 522 микрорайона, где жилые дома должны были строиться в виде четырех огромных букв СССР. Но построили только три буквы С и вертикальную часть буквы Р, а также по дому поперек каждой буквы С, таким образом получив 6661. Но есть и другие источники, в которых утверждают, что никакой задумки строить гигантские буквы не было – расположение домов рассчитывалось исходя из "розы ветров", а все остальное – совпадения и догадки.
Кстати, именно на Салтовке в 1980 году была построена самая высокая жилая многоэтажка в городе – 24-этажный жилой дом в 602-м микрорайоне на углу ул. Познанской и просп. Юбилейного. Спустя почти 30 лет его догнал 25-этажный дом "Парус", возведенный напротив Журавлевского гидропарка.
АЛЕКСЕЕВКА
Почему-то многие называют Алексеевку самым молодым спальным районом Харькова. Хотя по возрасту (с того времени, как началась массовая застройка) она не сильно уступает Салтовке. А если говорить о территории, как о населенном пункте, то еще в конце 17 – начале 18 века здесь уже были имения. Судя по одной из версий, свое название эта местность получила из-за построенного здесь храма святого Алексия.
До 1950-х годов (в других источниках – 30-х годов) Алексеевка еще не входила в городскую черту Харькова и была просто поселком. Массовая застройка района многоэтажными жилыми домами началась с середины 70-х годов – спальный район вырос буквально за несколько лет.
Всю территорию разбили на микрорайоны, а дома (в основном это 9-12-16-этажки) возводили в три смены.
"В самом начале строительства от Кооператора ("Сильпо" – прим.) до окружной были поля, засеянные кукурузой, строители бульдозерами снимали верхний слой грунта и прорезали будущий проспект Людвика Свободы. Лишний грунт складировали "буртами", даже сейчас малыши внутри дворов катаются зимой на санках на небольших двойных горочках", - пишет источник на сайте Двурум.
"Территория этого района застроена только домами повышенной этажности, жилые дома с улучшенной планировкой квартир…. Темпы строительства были такие, что, когда монтировали шестой этаж панельного дома, на первый заходили отделочники, сантехники, электрики. В то время дома сдавались с полностью оборудованными квартирами", - рассказывается в путеводителе по Харькову.
Кстати, планы по застройке Алексеевки были грандиозными.
Как указано в источнике, согласно, генерального плана застройки Харькова, в районе станции метро "Победа" должен был быть аэровокзал, аэропорт должен был быть перенесен с проспекта Гагарина в Дергачи. По маршруту от Пятихаток до Южного вокзала через проспект Победы и улицу Клочковскую должен был ходить скоростной трамвай. На месте торгового цента "Класс" должен был располагаться молодежно-развлекательный комплекс. В окрестностях детской поликлиники №14 должен был располагаться плавательный бассейн. Также в планах были предусмотрены около восьми фонтанов с переливающимися бассейнами. Но эти замыслы так не осуществили.
Сегодня Алексеевку называют самым престижным и чистых спальным районом – нет промышленных предприятий, а жилые дома в стороне от крупных магистралей.
ПАВЛОВО ПОЛЕ
Любой житель Павлова Поля обидится на вас, если вы скажите, что живет он не в центре. Павлово Поле – самый центральный спальный район Харькова.
Активно застраивать его начали в 50-х годах. Согласно проекту, застройка должны была вестись небольшими кварталами по 8-12 га каждый. Но еще до того, как на этой территории стали появляться многоквартирные и многоэтажные дома, все Павлово Поле было распахано под огороды. Жители уже тогда спускались к Саржиному Яру, минуя сельскую местность (нынешний проспект Науки), после чего шли на свои участки.
"В 1958 году был разработан окончательный проект застройки с современным, прогрессивным на то время, решением в виде системы пяти крупных микрорайонов. В планировке массива впервые для Харькова применены различные принципы микрорайонирования и отражены поиски различных приемов организации застройки… В 1969 началось строительство первого в Харькове 14-этажного дома", - говорится и издании "Харьков вчера, сегодня, завтра".
Для того чтобы застроить этот район понадобилось 20 лет. И сегодня он остается таким, каким был задуман полвека назад – много пятиэтажек, небольшие дворы, никаких архитектурных излишеств (как, впрочем, и в других районах, которые застраивались хрущевками и паленьками).
Но Павлово Поле – это не совсем типичный спальный район. Это скорее всего – островки жилых домов, окруженные уже современной инфраструктурой. Все это следствие уже на тот момент застраиваемого от центра проспекта Науки (Ленина).
Застройка проспекта проектировалась не только жилыми зданиями, но и общественными.
"Эта магистраль свяжет новый парк культуры и отдыха, районы так называемого Павлова Поля, Шатиловку и площадь Дзержинского (ныне Свободы – прим.) между собой и в целом со старым центром города, - говорилось в газете "Красное знамя" от 25 мая 1941 года. – Сейчас в Харькове на проспекте имени Ленина развернулись строительные работы значительного объема. Одна из важнейших магистралей города застраивается крупными жилыми домами. Тут строится пятиэтажный жилой дом "Южэнергостроя" из 26 квартир, жилой дом индустриального техникума, вторая очередь большого общежития харьковского госуниверситета, жилой дом авиационного техникума, дом Гипростали… Северная часть отрезка заканчивается сооружениями учебного типа, предназначенными для госуниверситета, и будет замыкаться мостом через Саржин яр для соединения с Павловым полем".
Таким образом просп. Науки соединил в одно целое центр и спальный район Павлово Поле.
НОВЫЕ ДОМА
История застройки Новых домов пересекается с застройкой Павлова Поля. Жилой массив начал застраиваться в 1957 году. Здесь также когда-то были сельскохозяйственные земли площадью около 700 га, которые в свое время считались далекой окраиной города и использовались Харьковской селекционной станцией для научной работы.
Застройка проектировалась и сложилась в двух зонах: первоочередная зона А и, освоенная позже, зона Б, к югу от улицы Танкопия.
Проект детальной застройки зоны А представлял собой две полосы регулярных крупных микрорайонов, разделенных бульваром Юрьева, который начинается от Дворца спорта.
Проект застройки зоны Б, состоявший из шести микрорайонов, разрабатывался в свободной планировке: на улицы выходили не сплошные линии домов, а сложного очертания зеленые массивы. Своим южным фасадом зона Б выходит на проспект Героев Сталинграда.
"Отличительной особенностью застройки района является стыковка пятиэтажных жилых домов и создание блоков большой протяженности (9-16 секций). Более 80% Новых домов застроено зданиями повышенной этажности, что позволило рациональнее использовать территорию, разместить внутри микрорайонов детские, спортивные и хозяйственные площадки. Жилая застройка представляет собой преимущественно такие типы домов: пятиэтажные дома (хрущевки). Сооружены на протяжении 60-70-х годов XX века. Большинство из таких домов находятся на проспекте Петра Григоренко, улице Танкопия, Жасминовом бульваре и прочих улицах", - говорится в издании "Харьков вчера, сегодня, завтра".
А вот девятиэтажные крупнопанельные дома были построены уже позже – на протяжении 80-х годов 20 века. Шестнадцатиэтажные крупнопанельные дома строились в одно время с девятиэтажками.
Новые дома получили статус самого зеленого района города. Вот как вспоминает свое детство на Новых домах пользователь ЖЖ:
"Новые дома - это вообще (по крайней мере в те годы) очень приятный район. Прежде всего - очень зеленый. Все дворы (а дворы в основном были большие) просто утопали в зелени. Помню огромное число абрикосовых деревьев, наверняка и другие фрукты были тоже. Много кустов и травы. Летом - все желтое от одуванчиков. Мы жили на шестом этаже, поэтому в одну сторону видели самолеты садящиеся и взлетающие из харьковского аэропорта, а в другую сторону - зелень дворов Новых домов и фейерверки из 3-4 мест во время праздников. Всюду было много пустырей, на которых мы играли в футбол. Какие-то были огромные пространства… Зимой мы играли в хоккей, причем на дороге - катка рядом не было. Судя по всему, количество машин во дворе было такое, что мамы не боялись наших игр на проезжей части".
"Новые дома у меня всегда ассоциировались с маленьким городком, где одну за другой возводили многоэтажки (и поверьте, в детстве они казались мне небоскребами). Все друг друга знали – застройка была компактная, но в тоже время были большие дворы, скверы…. Район расстраивался", - вспоминает в своем ЖЖ харьковчанка, переехавшая из родного города в Израиль.
Новые дома многие харьковчане, особенно те, кто провел здесь свое детство, вспоминают, как самый уютный район в Харькове.
ХТЗ
Ну и конечно ХТЗ. Мы совершим ошибку, если назовем его просто спальным районом. Район ХТЗ (и это знают многие харьковчане) застраивался как "Соцгородок Новый Харьков". Об истории его появления можно написать целую книгу, но мы пройдемся по основным моментам.
Городок, который начали строить на тот момент в 8 км от черты города, предназначался для проживания рабочих Харьковского тракторного завода.
Соцгород появился в начале 1930-х. Составление проекта такого поселка было поручено коллективу Проектно-консультационного бюро при НКВД УССР.
"Социалистические города строятся с приближением к максимальному комфорту обслуживания населения при условии равенства этого обслуживания и исключения контраста роскоши и бедности", - говорилось в пояснении к проекту застройки.
Соцгород должен был быть рассчитан на 120 тыс. человек, поскольку рядом с ХТЗ предусматривалось размещение еще 14 различных промышленных предприятий. Для расселения необходимого числа жителей предусматривалось создать 36 жилых комбинатов с населением в 2730 человек в каждом.
Район построили в рекордно короткие сроки — чуть больше чем за год. Постановление о строительстве появилось в апреле 1930 года, а уже в 1931 году был построен комплекс из первых 97 объектов, среди них — 54 жилых дома.
"На месте настоящего промышленного района, было чистое поле. Теперь же район насчитывает свыше 65 тыс. заводского населения… Пять основных кварталов ХТЗ, возведенных по принципу "модной" на время начала строительства (1930-1931 гг.) "строчной" застройки, имеют непривлекательный вид", - так описывали строительство в журнале 1939 года.
Во время войны большая часть жилых домов, построенных в начале 1930-х, была разрушена. В послевоенные годы район продолжал застраиваться, особенно активно – в восточном и южном направлениях. А на западе поселок слился с общей застройкой города, утратив свою обособленность.
Соцгород проектировался с нуля и был призван воплотить собой город будущего. Сегодня – это обычный спальный район – с жилыми домами, супермаркетами, парками и скверами.
Справка СтройОбзор. В послевоенный период в Харькове шла активная работа по восстановлению жилого фонда. На протяжении 1945-1955 годов в городе было построено 1100 тыс. кв. м. жилья. В 1956 году в Харькове было сдано в эксплуатацию 155 тыс. кв. м жилья, а через 10 лет, в 1965, – 550 тыс. кв. м. В период с 1971 по 1975 год в городе было построено 3 млн. 750 тыс. кв. м жилой площади.
Источник: СтройОбзор