Портал новостроек

Бегущая стройка новости + объекты

СтройОбзор открыл Группу  в Facebook "Строители Харькова"    //   Все акции и новостройки от застройщиков - в разделе Новостройки Харькова

Вы здесь

Как строился Харьков. Клочковская

История улицы Клочковской

После прогулок по Сумской и Полтавскому шляху (о которых мы писали ранее), переходим к Клочковской.

Сегодня эта улица и ее окрестности активно застраиваются, практически ежегодно появляются новостройки, создавая новые микрорайоны, развивается инфраструктура.

ВЕЧНО МОЛОДАЯ

Несмотря на то, что история улицы началась в XVIII веке, Клочковская остается вечно молодой, по той простой причине, что дома и прочие постройки на этой улице постоянно обновляются. Это одна из немногих улиц города, которая потеряла практически все свои исторические здания и достопримечательности.

Например, большинство старинных домов и домов дореволюционной постройки просто снесли. В годы Второй мировой была разрушена гостиница “Большая Московская" (она находилась на месте нынешнего сквера недалеко от Соборного спуска) и знаменитый Пассаж – его заменил Покровский сквер.

Харьков. Клочковский спуск

Но обо все по порядку.

В XVIII веке в черте города находилась небольшая слобода Клочковка. Считают, что ее основал харьковский полковой судья Тимофей Лаврентьевич Клочко. Она имела 67 дворов и 85 домов. Дорога, ведущая в слободу, начиналась от Университетского сада и дальше проходила по пескам. В первой четверти XIX века она называлась Песковской или Клочковской улицей.

Улица проходила (и сейчас проходит) вдоль левого берега реки Лопань, сначала в крайне заболоченной, а затем в песчаной местности, в неблагоприятных для застройки условиях. Поэтому говорить о начале ее систематической застройки можно лишь к середине ХIХ века.

"В начале Клочковской улицы в 1824 году открыли рыбные лавки. Возле современного Бурсацкого моста в 30-х годах XIX века находились кузницы, а за ними каменные торговые бани. Часть Клочковской, прилегающая к Покровскому собору, долгое время оставалась не застроенной, потому что тут было болото, и лишь с 50-х годов XIX века здесь начали появляться жилые дома и различные торговые заведения", - пишут авторы "Истории улиц и площадей Харькова".

Кернес ответил на петицию по поводу застройки Клочковской

А вот говорить об интересном характере застройки можно лишь на участке от начала улицы — Соборного спуска до перекрестка с переулком Гурченко. 

ПАССАЖ, ГОСТИНИЦА, ЧАСОВНЯ 

Одно из харьковских достопримечательностей – здание старого Пассажа, который был сожжен немцами в 1941 году.

Здания располагалось на Соборном спуске и спускалось вниз к Клочковской. Так, на месте нынешнего сквера когда-то стояло огромное здание, носившее название "Большой корпус" и считавшееся лучшим в городе магазином. Непосредственно галерея пассажа (часть "Большого корпуса") состояла из двух отрезков, сопряженных между собой под прямым углом. Один из входов был обращен к ул. Университетской и находился на уровне тротуара, а другой был обращен к спуску и по отношению к его уровню находился на высоте третьего этажа. Соединял два корпуса между собой пешеходный мостик, переброшенный над спуском. Пассаж долгое время выдерживал конкуренцию с появившимися универсальными магазинами, но его планировка и оборудование устаревали. В конце 1930-х годов началась его реконструкция. Но увидеть обновленное здание харьковчанам так и не удалось. В войну все части "Большого корпуса", включая пассаж, были разрушены. А остатки, в соответствии с Генеральным планом восстановления и реконструкции Харькова, - снесли. На расчищенном месте "Большого корпуса" создали существующий и ныне террасный сквер с фонтаном и водяным каскадом.

В период оккупации города, помимо Пассажа, было разрушено и не восстановлено здание гостиницы "Большая Московская" на углу нечетной стороны улицы и Соборного спуска, построенное во второй половине XIX века. Как и все другие здания в этом районе, восстановлению гостиница не подлежала. На ее месте сейчас находится сквер.

Также после войны исчезло здание небольшой часовни, которая была построена в 1896 году напротив дома №5, где располагалась гостиница “Континенталь”.

ХХ ВЕК

Вообще улица начала оживать в ХХ веке. Так, начало века ознаменовалось появлением на Клочковской трамвайной линии. Это произошло в 1909 году. А в 1924 году на Клочковской начались большие планировочные работы. На месте пустыря, перерезанного глубоким оврагом, устроили Клочковский съезд (теперь спуск Клочковский), соединивший улицу с нынешней площадью Свободы.  После освобождения города от фашистских захватчиков на улице были проведены большие восстановительные работы. В 1955 году на склоне Сада Шевченко, выходящего на Клочковскую, была сооружена красивая каскадная лестница. В 1959 году была расширена проезжая часть улицы, продолжена трамвайная линия.

С Рымарской на Клочковскую сделают пробивку новой улицы

Значительные строительные работы были осуществлены на Клочковской в 1971-75 годах. В конце улицы сооружен большой путепровод, по которому прошла объездная дорога вокруг Харькова от Московского до Сумского шоссе.

"Открыт красивый кинотеатр "Современник", завершены работы по строительству одного из крупнейших в стране Дворца водного спорта, расположенного на территории стадиона "Спартак". Здание построено по проекту архитектора П. И. Арешкина. В 1970-х гг. согласно проекту, разработанному институтом Харьковпроект, началась застройка микрорайонов Павловки, занявших значительную территорию вдоль улицы Клочковской. Особенно значительное жилищное строительство развернулось в северной части улицы в районе Алексеевки. В 1971 — 1975 годах сооружено много жилых зданий, в том числе общежития для ряда институтов и техникумов города", - говорится в "Путеводителе по Харькову".

Еще одна достопримечательность улицы – Книжный рынок или "балка". Этот рынок "добрался" до Клочковской только в конце 90-х прошлого столетия. Хотя, мало кто знает и помнит, появилась книжная балка в Харькове еще в 1919 году. Правда тогда она располагалась возле Благовещенского собора. Затем торговцы облюбовали Бурсацкий спуск, после – Благбаз (между автостанцией и набережной), затем – набережную вокруг Лопанского моста. Одно время книгами торговали у подножия Каскада. А с 1999 года книжный рынок в Харькове мы знаем таким, какой он есть сейчас.

Из сохранившихся исторических зданий нельзя не отметить церковь Святого Пантелеймона-целителя – по четной стороне улицы под №94. Говорят, место для храма было определено свыше: после удара молнии во время грозы здесь появился источник. Построена церковь в 1818 году. В 1896-ом при ней было открыто училище для глухонемых (ныне интернат для глухонемых детей). Церковь была закрыта для богослужения в 1922 году, однако открылась в первые послевоенные годы и проработала около двадцати лет. В связи с реконструкцией улицы храм неоднократно собирались снести, чего, к счастью, не случилось. В 1989 году он был вновь возвращен верующим и в 1996 году капитально отремонтирован.

И О НАЗВАНИИ

Клочковская с высоты

Как мы уже писали, улица возникла как дорога, соединяющая крепость с хутором Клочки. Принадлежал хутор Харьковскому коллегиуму и был приобретен епископом Епифанием Тихорским, но мы уже знаем, что основателем хутора был судья Клочко: считается, что именно его фамилия в 1804 году дала название улице. Ранее она имела несколько других названий, отражающих либо ее местоположение, либо условия прохождения: Подмонастырская, Песковская (проходила по пескам речной террасы), Нижняя Сумская. Кроме того, отдельные участки теперешней единой улицы имели ранее самостоятельные названия: Большая Сумская, Магистральная. После Второй мировой войны все они были объединены в Клочковскую улицу, превратившуюся затем в автостраду.

Есть еще одно толкование происхождения названия улицы. Так, остров, образованный руслами реки Лопань, на котором впоследствии разместился Благовещенский базар, изобиловал протоками, между которыми существовали небольшие участки суши – такие вот себе клочки. Именно "клочки" и дали название проходившей вдоль них улицы.

Источник: СтройОбзор

3986 просмотров



Дополнительные ссылки