Сентябрьский обзор финансовой ситуации в Украине

 

Сентябрьский обзор финансовой  ситуации в УкраинеГлавное событие в сентябре: призрак дефолта прошелся коридорами власти. На утро обыскали все помещения - никакого дефолта не нашли. Показалось.

Прошедший месяц подарил украинцам неплохой повод для паники. Инсайдеры в Госказначействе слили информацию о том, что их структура по состоянию на 28 сентября на 17:00 не погашала облигации внутреннего госзайма, срок выплаты по которым наступил в этот день. За четверо суток до этого Госказначейство полностью приостановило все платежи, видимо, аккумулируя средства на выплату по вышеназванным обязательствам, сообщили СтройОбзору в аналитическом отделе Domik.net-недвижимость
Сложилась тревожная ситуация, деловая общественность замерла в ожидании объявления Украиной технического дефолта.

Однако дефолта не последовало. В 18:30 по киевскому времени того же дня один из представителей коммерческих банков-кредиторов подтвердил приход денег на счета: "Таки перечислили".

Следует, наверное, отдельно остановиться на вопросах государственных займов, погашении ранее выпущенных облигаций и размещении новых. В данном случае речь шла об ОВГЗ на общую сумму более 5.3 млрд. грн., взятых в долг у коммерческих банков в самый разгар кризиса в 2008-м году предыдущим правительством. Доходность по этим облигациям составила более 16% годовых, что является очень высоким показателем для доходности данного вида ценных бумаг. Процент по облигациям, как правило, тем выше - чем больше риск невозврата денег в срок. Как раз такой случай имел место быть, поскольку сомнения относительно способности Украины платить по счетам, были (и пока остаются) довольно большими. Слишком большая сумма долгов накоплена государством, как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами. Долги уже невозможно обслуживать без новых займов. По-крайней мере, сделать это будет очень тяжело.

Итогом всей этой шумихи, пожалуй, нужно считать факты. Дефолта не состоялось. Коммерческие банки приняли оплату "задним банковским числом" (возможно, часть долга реструктуризировали, тоже без огласки). Госказначейство об инциденте скромно промолчало. Зато высказалось в духе, который можно было бы посчитать оправдательным ответом: Всего в 2011-м году на обслуживание госдолга выделено 16.35 млрд. гривен, из них уже погашено 15.6 миллиардов.

Очень тяжёлая долговая нагрузка на сентябрь привела к вымыванию средств из самого госказначейства. Из 20 млрд. гривен, наличие которых декларировал первый Вице-премьер Андрей Клюев, в действительности существует лишь треть названной им суммы. По состоянию на 1 октября на счетах находится лишь 6.3 млрд. грн. Ситуацию я бы назвал если не критической, то очень тревожной. Но государственные чиновники не могут говорить правду. Им нужно или врать, или молчать - чтобы не допустить паники и не усугубить ситуацию ещё больше.

Как-то незаметно куда-то пропало 3 млрд. долларов из золотовалютного резерва

Золотовалютные резервы Украины на протяжении сентября 2011-го года сократились сразу на 3.2 млрд. долларов США, до отметки 35 млрд. Это второй ежемесячный показатель по стремительности уменьшения ЗВР. Рекорд был установлен в октябре 2008 года, тогда ЗВР за месяц "растаял" на 5.6 млрд. долларов. С объяснением причин, почему же "тронулся лёд", - у госчиновников тоже пока не складывается. Нечего им сказать. Хроническое доминирование импорта над экспортом приводит к вымыванию валюты. Нацбанк постепенно продаёт валюту на межбанковском рынке, чтобы поддерживать курс гривны стабильным. Также весомой причиной может быть существенное уменьшение суммы иностранных вкладов в долговые бумаги украинского правительства. По сравнению с январём 2011 года они сократились вдвое и составляют 5.5 млрд. в пересчёте на гривны. Третьим фактором можно считать некоторые курсовые колебания доллара к другим мировым валютам, в частности к евро. Нацбанк не раскрывает валютный состав ЗВР, поэтому неизвестно, какие валюты он содержит, в каких пропорциях.

Виртуально, у государства сейчас есть 35 миллиардов долларов золото-валютного резерва. "Живыми" деньгами, которые можно потратить - значительно меньше. Если золотовалютный резерв будет продолжать таять такими же темпами, как сейчас - через месяц-другой Украине придётся срочно вылететь на переговоры с МВФ о предоставлении стабилизационного кредита. Эта необходимость может возникнуть даже раньше, чем можно будет похвастать главным коньком украинской власти: низкодефицитным бюджетом на следующий год, который парламент скоро должен принять.

Взяли б в долг, да не дают

Как я уже отметил, государство за предыдущий месяц заметно обеднело в финансовом плане, зато сохранило лицо. Долги проплатили, но будет ли хватать в ближайшее время денег на выплату зарплат и пенсий, различных пособий и прочих обязательных выплат? Без новых займов правительству никак не обойтись, а с их привлечением их становится всё труднее. Банки то ли не хотят, то ли не имеют возможности давать в долг государству. Объём привлечённых государством денег по облигациям внутреннего займа уже составил с начала года почти 20 млрд. гривен. Всего планировалось взять в долг внутри страны почти 45 млрд. до конца года, но так много им уже не дадут. Коммерческие банки полностью утратили интерес к покупке гривневых облигаций, под какой бы процент те не предлагались. Небольшой интерес банки проявляют к облигациям с привязкой к курсу доллара. 3-5 летние бумаги котируются на уровне 7.5%-9% годовых (что довольно много). И есть мнение, что правительство продаёт эти облигации... самому себе. Через третьи стороны, покупая у себя ОВГЗ - правительство хочет таким образом стимулировать спрос, чтобы другие участники финансового рынка тоже задумались о приобретении облигаций.

Всего на конец сентября 2011 года в обороте находится ОВГЗ на сумму около 150 млрд. грн. с разными сроками погашения. Больше половины облигаций принадлежит Нацбанку Украины, остальная сумма задолженности лежит перед коммерческими банками. ОВГЗ на 5 млрд. грн. держат в своих руках нерезиденты, которые за последние несколько месяцев сократили сумму своих облигаций в 2 раза.

На внешнем рынке пока тоже без изменений. МВФ очередных траншей не предоставляет, а украинские власти заявляют, что им пока не надо. Хотя, если бы давали - то кто ж отказывался бы?

В среднесрочной перспективе Украина не сможет обойтись без внешних заимствований. Ситуация до сих пор не критическая только потому, что немного раньше кредитов "перебрали". Есть некоторый запас, но он, как уже было сказано, начал быстро таять. Чтобы приостановить этот процесс - нужно организовать приток в Украину валюты. В т.ч. путём продажи имеющихся активов, привлечения инвестиций, стабилизации торгового баланса.

Митинги и протесты: необдуманно отмененные льготы и необдуманно вырытые ямы

Экономика должна быть экономной, а госбюджет - требует жертв. Парламент рассматривал проект бюджета на 2012-й год, а у его дверей собрались те, кого предложили положить на жертвенный алтарь ради совпадения предполагаемых расходов с предполагаемыми доходами. МВФ не станет даже разговаривать с правительством, если оно не предоставит бюджет на следующий год с более-менее приличными рамками дефицита. О бездефицитном бюджете на следующий год, похоже, следует забыть, как о сладком сне (По-крайней мере до окончания следующего года и принятия нового бюджета, уже на 2013-й год). В попытке сократить расходную часть, парламентарии решили сыграть на отмене социальных льгот для сразу 16-ти категорий получателей. В их числе значились и "воины-афганцы", которых такие планы властей возмутили больше всего. Митинг у стен Верховной Рады, на котором собралось около 10 тысяч человек, едва не закончился государственным переворотом! Протестующие предприняли попытку взять здание штурмом, и если бы попытка удалась - они бы проникли внутрь и перевернули бы там всё с ног на голову. Но Беркут и двери Верховной Рады - сдержали атаку. Парламентарии рады.

Собственно, военные пенсионеры не только в Украине являются влиятельной политической силой. Не так давно в Афинах протестовали военные пенсионеры Греции, а перед этим массовый митинг военных пенсионеров увидел Бухарест, столица Румынии. С бывшими военными в разных странах трудно найти компромисс. Они везде ясно дают понять, что проблемы дефицита бюджета - это проблемы государства, а не их самих. И если уж государство взялось за экономию - то экономить лучше попытаться на чём-нибудь другом...

Вторыми по силе выражаемого недовольства в прошедшем месяце были, пожалуй, донецкие метростроевцы. Причина банальна и проста: им не платят денег за выполненную работу. Пока что митинговали у стен Донецкой городской администрации, но обещали в случае неудовлетворения их (не таких уж и больших, но абсолютно справедливых) финансовых требований - к Кабмину подтянуться.

Систему метрополитенов в городах Украины можно разделить на 2 части: состоявшуюся и планомерно развивающуюся (в Киеве и Харькове) и в муках рождаемую (в Донецке и Днепропетровске). Вся суть вопроса сводится к тому, что метро в Киеве и Харькове было построено ещё при СССР. Оно сформировалось как транспортная структура и вполне эффективно функционирует. В Днепропетровске и Донецке метро решили строить при Союзе, но вот строят уже в годы независимости. Но лучше бы вообще не начинали...

Строить метро в Донецке начали ещё в 1992-м году. Но до сих пор ещё ничего не построили. Хотя на бумаге запланировано ни много ни мало целых 3 линии и 47 станций. Возможно, среди самих метростроевцев есть умные люди, которые полностью осознают, что начало строительства этой сети было большой ошибкой, что у государства нет и не будет таких огромных ресурсов для реализации своих амбициозных планов. Однако, за 19 лет строительства, в донецкое метро вложено уже более 800 миллионов гривен, не зарывать же теперь эту яму? Поэтому, считается, что лучше потратить ещё несколько десятков миллиардов гривен, чтобы довести задуманное до своего логического завершения. Только одна загвоздка: денег таких нет!

Другой пример - метро в Днепропетровске. Было открыто в 1995-м году с перспективой дальнейшего развития сети. Но дальнейшее развитие требует финансирования, а не только желаний и мечтаний государства. Хотя для рекордов достаточно и одних желаний: метро в Днепропетровске является самым коротким в мире. Оно насчитывает 6 станций, а протяжённость его составляет всего 7.8 километра. А ещё является хорошим рецептом того, как при стоимости рабочей силы одной из самых дешёвых в мире - получить конечный продукт одним из самых дорогих в мире. Днепропетровское метро в строительстве вышло именно таким. Дальнейшее строительство затрудняется двумя факторами: сложная геология и... денег нет. (На достройку ещё трёх станций, работы на которых начаты уже давно - требуется около 2 млрд. грн.)

Развитая система метрополитена положительно влияет на недвижимость. Купить квартиру возле станции метро мечтает каждый приезжий, а само метро привлекает в город новых жителей. В прошлом году Киевскому метрополитену исполнилось 50 лет. Уже полвека киевляне ощущают удобство и комфорт этого вида транспорта. Сеть имеет 3 линии и 49 станций, вокруг каждой из станций цены на жильё заметно отличаются в сторону повышения стоимости и снижаются по мере отдаления от станции. Следует заметить, что за годы независимости строительство метро в Киеве практически никогда не прекращалось. Каждые 1-2 года открываются новые участки, несмотря на то, что система метро уже и так была сформирована для эффективной своей работы. Это лишний раз говорит о том, что деньги стекаются в столицу и оттуда уже распределяются по остаточному принципу. Пример с метро особо показательный: ежегодно в Киеве строятся подземные туннели для метрополитена большей длины, чем в Харькове, Днепропетровске и Донецке вместе взятых, и такая тенденция обещает в ближайшее время сохраняться.

Анатолий Павленко

По материалам: Domik.net-недвижимость