В нашем городе только две беды… (часть 1)

     По официальным данным Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета в городе насчитывается более полутора тысяч километров дорог (1544,7 км общей площадью 13,6 млн. кв.м). Из них чуть более половины - с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием (точнее 843,3 км общей площадью 8,6 млн. кв.м).
     Их содержанием занимаются девять районных коммунальных дорожных предприятий и коммунальное предприятие "Дорремстрой", в которых в совокупности работает более тысячи человек и свыше 680 единиц дорожной специальной техники, машин и механизмов.
     Что и говорить - хозяйство большое. И, к сожалению, весьма и весьма запущенное. Парк дорожной спецтехники имеет физический износ 75%. А ее моральный износ, пожалуй, и того больше - разработки еще шестидесятых годов минувшего столетия. По большому счету, почти всю эту технику нужно списать и отправить на металлолом. Только вот чем ее заменить и за какие деньги? Ведь, как минимум, за все годы независимости Украины дорожное хозяйство Харькова не финансировалось на должном уровне. Лишь в наступившем году хроническое недофинансирование, как сообщает горсовет, начали исправлять существенным увеличением денежных вливаний в эту отрасль. Однако дорожное хозяйство настолько запущено, что харьковчане практически не ощущают каких-либо существенных улучшений в этой сфере. То есть, даже резкое увеличение финансирования остается каплей в море: для широкомасштабной реконструкции и строительства харьковских автодорог (расширения улиц, усиления дорожных конструктивов, прокладки путепроводов тоннельного типа, возведения многоуровневых развязок, пробивки кольцевой дороги вокруг центра города и т. д.) этих денег явно не хватает.
    А сколько же денег необходимо для превращения харьковских дорог в подлинно европейские? Все из опрошенных специалистов лишь неопределенно разводили руками: "Миллиарды…". А где их взять? "Ну, инвестиции нужно привлекать…".

Это сладкое слово "инвестиции"

Как выяснилось, об инвестициях думают и в Харьковском горсовете. По информации, заверенной и. о. директора Департамента стро¬ительства и дорожного хозяйства Е. А. Гриневичем, в этом году планируется привлечь кредитные ресурсы в объеме 93,7 млн. гривен. К тому же эти неполные сто миллионов распределяются по методу "всем сестрам по серьгам": каждому из десяти объектов достанется "понемножку". Исключение - Полтавский шлях. На первый взгляд, предполагается вложить в эту улицу весьма крупную сумму - 50 миллионов гривен. Но "размазанные" десятки миллионов по десятку километров, смогут ли они превратить дорожное покрытие этой улицы в европейски-образцовое? Очевидно, уже в конце текущего года мы получим ответ на этот вопрос.
     Всем автомобилистам и пешим харьковчанам хорошо знаком спуск Пассионарии, бывший Клочковский. Он идет от знаменитого Госпрома, первого высотного здания СССР, по дну бывшего оврага, благоустроенного в далекие 30е годы прошлого века. Это старое, известное и харьковчанам и гостям историческое место города. Состояние покрытия спуска Пассионарий было плохое, ремонтировать и проезжую часть и трамвайную колею нужно было обязательно, и, безусловно, хорошо!
Начало было положено еще в 2004 году, когда городским головой был Владимир Шумилкин. Вот такое сообщение появилось на сайте горсовета 13 августа 2004 года: "На спуске Пассионарии закрыто движение. Начат ремонт асфальта под трамвайной линией". Но - не сложилось. В апреле 2007 года, уже новой администрацией, на обновление этого спуска было выделено определенную сумму.
Сколько, мы поинтересовались у и. о. директора департамента строительства и дорожного хозяйства мэрии Е. А. Гриневича:

     - В апреле 2007 года для обновления спуска Пассионарии, как сообщала пресса, городской администрацией было выделено 6,0 млн гривен. Так ли это, освоены ли эти деньги?
     - Капитальный ремонт спуска Пассионарии входит в состав капитального ремонта объекта "Магистраль киевского направления". В 2007 году на капитальный ремонт "Магистрали киевского направления" было запланировано 11,0 млн грн. Освоение составило 10,8 млн. грн., в том числе работы по спуску Пассионарии - 2,65 млн грн.
     - Как проходит финансирование работ на спуске Пассионарии в этом году?
     - В 2008 году на капитальный ремонт объекта "Магистраль киевского направления" запланированы средства в сумме 4,5 млн грн., в том числе и на спуск Пассионарии.

     Спуском Пассионарии должен был заняться донецкий подрядчик - фирма "Дорожное строительство "Альтком". Финансово-промышленная группа "Альтком" проектирует, строит и реконструирует дороги по всей Украине, применяя передовые экономичные технологии. Примером тому и Донецк, и Киев, и Одесса, и Польша.
     Начиная с апреля прошлого года, спуск Пассионарии упоминался разными должностными лицами на многочисленных пресс-конференциях и заседаниях специальных комиссий не менее 12 раз, т. е. практически ежемесячно. Об этом говорил городской голова Михаил Добкин, и.о. директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Евгений Гриневич, его заместитель Геннадий Кунда.
     По словам Евгения Гриневича, в 2007 году было заложено на ремонт дорог 53 млн. грн, плюс 40 млн. грн. - на их содержание. То есть деньги были, но к сентябрю прошлого года приглашенные специалисты к работам на некоторых участках так и не приступили.

     На "нашем" спуске в это время переехать через высокие рельсы без последствий для автомобиля было практически невозможно. В Департаменте строительства и дорожного хозяйства были недовольны и не исключали, что заканчивать ремонт придется своими силами.
     Но "варягов", ведь, пригласили неспроста. В предвыборной программе Михаила Добкина ремонт дорог было одним из главных обещаний. По мнению мэра, харьковские дорожники не справлялись с этой задачей, дорожное полотно держалось после ремонта не более двух лет. Исправить ситуацию должны были иногородние специалисты. В мэрии не скрывали, что ремонт обойдется дороже, но уверяли, что и качество будет лучше. Тем временем срок истекал, а ремонт никак не заканчивался.
     Осень пришла неожиданно. 26 октября прошлого года заместитель начальника Департамента строительства и дорожного хозяйства горсовета Геннадий Кунда сообщил, что в задержке ремонта многострадального спуска виновата таможня. "…при поставке трамвайных рельсов, которые производятся в России, возникли проблемы с их таможенным оформлением, и они не были доставлены вовремя. Планируется, что до конца текущей недели замена рельсов будет завершена, после чего продолжится ремонт дорожного покрытия", - сообщил он.
     Погода продолжала портиться, хотя, как вы помните, прошлой зимой она была достаточно благосклонна. Поэтому работы на спуске продолжались, даже в сугробно-боевых условиях. Но, учитывая, что на дворе был уже декабрь, а конца и края ремонта было не видно, городские власти пообещали проанализировать выполнение дорожных работ, и на следующий год (2008-й) поручить укладку асфальта только тем, кто достойно показал свое мастерство.
     А вот в облгосадминистрации уже были уверены: за ремонт харьковских дорог оценки должна ставить прокуратура.
     "100 миллионов в 2007 году, в три раза больше чем в 2006-ом, 300 миллионов на 2008-ой - это снова тройное увеличение за год", - недоумевал губернатор. На областном координационном совете по коррупции городскую программу ремонта дорог не просто раскритиковали. Арсен Борисович потребовал от правоохранителей разобраться в ситуации, когда на выполнение работ и перевозку асфальта тратится все больше денег, а качество остается неизменно низким. "Я не могу понять, у нас нет собственного автотранспорта? У нас в нашем мегаполисе невозможно организовать производство качественной бетонной смеси? Проводились ли тендеры, и если проводились, то кем и кто подписывал? Наверно, это все-таки вопрос для рассмотрения правоохранительных органов, по крайней мере, проверки. … Теперь и у прокуратуры, и у городских властей зимний тайм-аут - время для анализа дорожных экспериментов 2007го. В следующем году на кон в мэрии обещали поставить 300 миллионов гривен. Насколько эффективными будут эти траты, проконтролируют правоохранители".
     Конец декабря 2007 года. Спуск Пассионарии до сих пор не отремонтировали. Мэр Михаил Добкин заявил, что из-за срыва сроков ремонтных работ у него есть вполне обоснованные претензии к донецкой компании "Альтком". Причина - недостаток специалистов для укладки гранитного камня, который хотели положить между трамвайными рельсами.
     Как вы, наверное, заметили, речь шла уже не об асфальте. По новой прогрессивной технологии между рельсами укладывается гранитная колото-пиленая брусчатка. Это делает трамвай бесшумным. Конечно, для города это очень важно, ведь рядом жилые дома. По результатам работ на спуске Пассионарии в мэрии планировали точно так же поступить и с трамвайными путями на Пушкинской. Но подрядная организация не уложилась в сроки. Идею выложить гранитным камнем участок между рельсами пришлось отложить до следующего года. "Если специалистов так и не найдут, - сказал тогда Михаил Добкин, - и для спуска Пассионарии, и для Пушкинской придется искать новые пути реконструкции".

     В апреле 2008 года многострадальный участок на спуске Пассионарии для движения городского электротранспорта был снова перекрыт. И снова им занялся донецкий подрядчик - фирма "Альтком". На этот раз новый срок - 1 июля.
Май 2008 года. На спуске Пассионарии на трамвайных путях видны укладывающие гранитный камень рабочие. Мы поинтересовались, откуда они родом, оказалось, что это наши родные, молодые, симпатичные харьковские ребята. Обучение проходят тут же у донецкого бригадира. Все по-честному. Заключается договор, вовремя платят зарплату. Так может следующий конкурс, то бишь, как сейчас говорят, тендер, пора уже отдать харьковчанам?

     Нам удалось встретиться с представителем компании "Дорожное строительство Альтком", возглавляющим работы в Харькове. Наш собеседник - Игорь Викторович Салий. Со стороны исполнителя картина выглядит несколько иначе. Игорь Викторович посетовал, что пресса весьма необъективна, иногда даже враждебна, а все, что связано с деятельностью ФПГ "Альтком" в Харькове обросло нелепыми слухами и легендами.
- Игорь Викторович, скажите, пожалуйста, каков срок и объем работ, которые должна выполнить компания "Альтком" в Харькове? В частности, когда полностью будет готов спуск Пассионарии?
- Наш контракт рассчитан на два года, 2007-2008 гг, объем составляет 150 000 кв. м. Любые дорожно-строительные работы носят сезонный характер, поэтому, учитывая погодные условия, в этом году мы приступили к ним в апреле. Наш участок идет от площади Свободы через спуск Пассионарии, потом Панасовский проезд, улицы Социалистическая, Муранова, Елизарова, далее к реке Лопань, и выход на Полтавский шлях. Весь этот участок мы должны закончить к 1 июля, в том числе и спуск. Все материалы завезены в достаточном количестве, спуском занимается бригада в 15 человек.
     - А кто в составе бригады? Строители донецкие или харьковские?
     - Компания "Альтком" - это организатор всех работ. Укладку камня осуществляют компании-подрядчики. В прошлом году были две компании - харьковская и донецкая. В этом году подрядчик из Донецка.
     - В Харькове не достаточно высокий уровень специалистов?

     - Специалистов у нас, после развала системы специального образования и разгона ПТУ, везде не хватает. Но молодые ребята, харьковчане, которые захотели овладеть специальностью под руководством наших бригадиров, работают у нас уже второй год. Надо сказать, работают хорошо.
     - Правда ли, что харьковский асфальт не устроил донецкого подрядчика?
     - Мы живем в ХХI веке, наша компания работает на уровне современных технологий, принятых в Европе. Харьковские заводы такие смеси пока не выпускают. Например, на проезжую часть мы укладываем модифицированный щебенистый асфальтобетон типа "А", это аэродромные смеси. На спуске Пассионарии тоже уложен такой асфальт.
На тротуар можно положить смесь типа "Г".
     - Где вы берете асфальт?
     - Наша компания выполняет работы на трассе Харьков-Симферополь. Вот там мы и разместили свою передвижную немецкую установку. Так что из Донецка мы смесь не возим.
     - А брусчатка откуда?
     - Колото-пиленую брусчатку привозим из Житомирской области. Не каждый карьер дает такую гранитную брусчатку. Гранит - это вечно. Когда я в прошлом году приехал в Харьков и увидел у вас гранитные бордюры, я позавидовал. Харьков старше Донецка и у нас этого нет. У вас в Харькове более 250 километров трамвайных путей. Для них эта брусчатка совершенно незаменима, она устойчивее там, где идет трамвай. Обычные рельсы приблизительно каждые 15 лет ремонтируют, но брусчатка при этом просто перекладывается, и все. Повторяю, гранит - это навсегда.
    - Но все это, наверное, дорого? У нас была информация, что горсоветом на ремонт спуска Пассионарии заложено 6 миллионов гривен.
     - Вы знаете, в прошлом году здесь ходили слухи, что "Альтком" "закопал" 100 миллионов. У нас сумма всего контракта на два года составляет 19 млн. 480 тыс. грн. Из них работы на спуске будут стоить около 2 млн. грн, точнее сейчас сказать не могу, все расчеты будут сделаны по окончании работ.
     - А финансирование кто осуществляет?
     - Работы закрываем поэтапно, по акту выполненных работ. Деньги за 2007 год нами получены. В этом году мы пока на самофинансировании. Окончательный расчет будет произведен по окончании работ и подписании соответствующих актов.
     - Все-таки, были задержки по срокам на спуске Пассионарии?  
     - Да. Это связано с тем, что участок наклонный. В апреле вода размыла подготовительный слой. Пришлось все переделывать.
     - А резиновые переезды, обещанные городским головой, на Клочковской кто будет делать?
     - Резиновыми переездами мы не занимаемся. Согласно договору мы перекресток заасфальтировали. Хочу сказать, что это дорогостоящее удовольствие, особенно в том месте. Перекресток сложной формы, с поворотами. Пропускная способность там составляет 6000 машин в час. Мы проводили мониторинг. Если городской департамент выделит деньги, то, наверное, найдутся специалисты, которые воплотят эти планы в жизнь.
     - Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
     - Я хотел бы пожелать правительству. Для того чтобы решить известную проблему еще российских дорог, необходимо выделять на их строительство и ремонт достаточно средств. А мы, строители, знаем что делать, чтобы наши украинские дороги из беды превратились в радость.

     В радость - это хорошо. Это очень хорошо. Тем более, что городские власти намерены вложить в ремонт дорог немалую сумму - около двухсот миллионов гривен. Откуда они возьмутся?
     Как сообщили в мэрии, в настоящее время в Кабинете Министров Украины рассматривается вопрос о предоставлении займа нашему городу в размере 250,0 млн грн. Около 80 процентов этой суммы и планируется выделить на ремонт дорог.
     Об этической стороне вопроса и о способности Первой столицы вернуть оные без потерь для себя, мы пока говорить не будем. Сегодня речь о другом - сможет ли Харьков освоить эти средства надлежащим образом. Мнение специалистов по этому поводу в следующем номере.


(Продолжение)

Иван Шаповалов
Нина Гончаренко

 

Журнал "СтройОбзор" www.stroyobzor.net.ua