Управляющий Space hall Виталий Бессонов: Если карантин начнут ослаблять в начале мая, ничего страшного для рынка не произойдет

Space hall-один из самых заметных бизнес-центров в Харькове. В 2010 году беспрецедентная на то время для города реконструкция превратила его из гадкого утенка – старого советского НИИ в прекрасного лебедя – современный бизнес-центр. Сегодня это один из самых успешных бизнес-центров в городе со стабильным пулом арендаторов и одной из самых высоких арендных ставок.

СтройОбзор пообщался с управляющим бизнес-центра Space hall Виталием Бессоновым о текущей ситуации и прогнозах на ближайшее будущее.

- Виталий Николаевич, вы продолжаете работать в период карантина?

- Да, мы продолжили свою работу, так как понимаем, что это очень важно для наших клиентов. При этом с первого дня карантина мы соблюдаем все санитарные нормы: дезинфицируем поверхности, соблюдаем масочный режим сами и того же требуем от посетителей, просим соблюдать дистанцию…

- Весь ваш персонал работает в штатном режиме?

- Не весь. Работу в штатном режиме, но со всеми мерами предосторожности продолжили служба охраны и ресепшена. Службы эксплуатации и клининга работают в дежурном режиме и приходят на работу по очереди. Управленческий персонал и бухгалтерия в основном работают удаленно и приходят по мере необходимости. 

- Кто составляет ваш пул арендаторов? Какова доля IT компаний?

-У нас довольно диверсифицированный и очень стабильный портфель арендаторов. Со всеми выстраиваем долгосрочные отношения. Есть такие, которые с нами с самого начала, уже более 10 лет.  Да, айтишники занимают значительную долю - где-то 25% от совокупной площади. Мы не строим свою стратегию, ориентируясь только на них. Просто такой сейчас рынок.

- Предъявляют ли IT компании какие то особые требования?

- По большому счету, тот уровень конструктивного качества здания и сопутствующей услуги по обслуживанию всех устраивает. Наверное, главное что они просят - это open space пространства вместо кабинетной системы. И здесь везде где, есть такая возможность, мы идем им навстречу.

- Как находите взаимопонимание с арендаторами в сложившейся ситуации?

- Ну мы по сути сыграли на опережение, поскольку понимали с какими трудностями все столкнутся. Поэтому на период карантина мы снизили арендную плату на 50%, что почти всех успокоило. Хотя понятно, что есть бизнес, который был прямо запрещен на период карантина. По ним мы применяем индивидуальный подход: где-то отсрочка платежа, а где-то и арендные каникулы. Есть, к сожалению и те, кто был вынужден прекратить свою деятельность полностью, закрыться и съехать. Но основная масса работает в каком-то режиме. Почти во всех офисах ежедневно есть люди, а автомобильная стоянка заполнена, как и раньше, ведь всегда есть работа до которой в обычном режиме не доходят руки.

- Сейчас у вас есть вакантные площади?

- Да, как я уже сказал, некоторые арендаторы вынуждены были прекратить свою деятельность и съехать. Так что предложить есть что, несколько офисов освободились. Но правда некоторые сразу и сдались, т.к были ранее оставленные заявки на аренду.

- Как изменится рынок после карантина?

- Думаю, что если карантин начнут ослаблять в начале мая, и мы не столкнемся с еще каким-нибудь догоняющим кризисом, то ничего страшного для рынка не произойдет. Да, кто-то съедет, переедет, ужмется или попросит скидку на период восстановления, а кто-то наоборот получит возможность снять хороший офис, ведь ранее это было сделать сложно из-за дефицита качественных площадей в городе. Мы пока уверенно смотрим в ближайшее будущее, т.к понимаем что являемся одним из самых качественных объектов на рынке офисной недвижимости. Переживают пусть те, кто не давал нормального качества, и арендаторы находились там за неимением других вариантов

- Как вы относитесь к прогнозам, что многие компании, прежде всего IT сектора, перейдут на работу в удаленном режиме?

- Скептически. Эти прогнозы не новы. Давайте вспомним, что лет 10-15 назад, когда появлялись первые IT фирмы, они или полностью работали на удаленке, либо большая часть персонала так работала. Но потом, те, кто стал успешным, предпочли снимать офисы. А многие так и остались работать на удаленном режиме. Я считаю, что это вопрос того, что фирмы могут себе позволить. Практика показывает, что работа в офисе в целом более продуктивная. 

- Что вы думаете по поводу разговоров, что IT компании начнут покупать для себя офисные помещения?

- С этой стороны большой угрозы я не вижу. Да, такие случаи возможны, но массового характера они не будут иметь. Как правило, это не предусмотрено их бизнес-моделью. IT компании часто быстро наращивают или сокращают персонал и аренда позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды, увеличивая или уменьшая занимаемые площади.

- Что с капзатратами, порезали?

- Ни копейки! Все начатые работы в Space hall и на других наших объектах идут согласно плану. Мы все финансируем из собственных средств и накопленного запаса прочности нам хватает, чтобы финансировать даже при несколько упавших текущих доходах. Мы считаем, что кризис-лучшее время для инвестирования. Особенно если есть, что инвестировать.