Эксперт: Чего ожидать от закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности"
Александр Шевчук, директор службы заказчика девелоперско-строительной компании "ТММ", рассказал "Делу", как закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" повлияет на застройщиков и какие изменения в него необходимо внести
17 февраля 2011 года Верховная Рада Украины приняла в целом правительственный проект закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" с предложениями Президента Украины от 03.02.2011 года. Насчет этого Закона было много разговоров и споров. Его авторы и правительственные чиновники говорят, что документ предусматривает усовершенствование разрешительной системы на рынке строительства Украины. А именно, сокращается количество разрешительных процедур, время их прохождения и перечень необходимых документов. В разрешительной системе вводится принцип "единого окна", тем самым строительная деятельность Украины, по словам чиновников, станет прозрачной. Но как будет на самом деле, покажет только время.
Принятие Закона – это важный шаг, но это только начало работы.
Например, согласно изменениям, градостроительные условия и ограничения застройки могут выдавать, только если есть градостроительная документация низшего уровня – детальный план территории и новый для Украины вид документации – зонинг. В Киеве эта градостроительная документация еще не разработана. Заказчиком этой документации выступают местные органы градостроительства и архитектуры. Когда эта градостроительная документация - зонинг и детальные планы территории будет разработана и утверждена, то правила станут для всех одни. Например, застройщик смотрит зонинг и видит – вот площадка, на ней можно строить такой-то объект с такой высотностью, настолько-то далеко от красной линии улицы. Все понятно и прозрачно.
16.05.2011 В Украине разработан новый технический документ - зонинг
07.09.2011 Азаров: Закон о градостроительной деятельности тормозит отсутствие генпланов и зонингов городов
Общественным слушаниям подлежит только эта градостроительная документация, а не проекты отдельных объектов. Я считаю, что это правильно для всех. Общественные слушания по отдельным проектам могут становиться инструментом недобросовестной конкурентной борьбы, или «театром» с наемниками, которые проводят митинги за деньги.Нужно один раз провести общественные слушания по градостроительной документации, определить, что в каких зонах можно строить, и работать по установленным неменяемым правилам. Думаю, это повысит инвестиционную привлекательность строительства в столице, в том числе для иностранных инвесторов.
Когда Закон заработает в полную силу и под отсылочные нормы будут разработаны соответствующие Положения, то работать будет легче – потому что будут понятные, прозрачные, единые для всех правила игры.
Например, Законом изменен порядок экспертизы. Раньше государственную экспертизу должны были проходить все строительные проекты, и исключений было очень мало.Сейчас все объекты поделены на 5 категорий сложности.
30.05.2011 Строительство объектов I-III категорий не будет проходить экспертизу
Обязательную экспертизу будут проходить только объекты 4 и 5 категории сложности. Критерии определения категории сложности четко прописаны, есть методика определения категории сложности. Категория сложности зависит, в частности, от экономического ущерба в случае отказа в работе здания, от количества людей, которые находятся в здании постоянно или могут находиться временно, от того, является ли объект памятником культуры и т.д. Жилые комплексы, например, вероятнее всего будут отнесены к 4 или 5 категории сложности, и по ним все так же надо будет проходить экспертизу. А вот для объектов 1, 2, 3 категории, например, для частных малоэтажных жилых домов, экспертиза уже не требуется. Для объектов 1, 2, 3 категории введен декларативный принцип начала строительства и сдачи в эксплуатацию.
При этом заказчик и проектная организация берут на себя ответственность за правдивость информации в декларации. Декларативный принцип состоит в том, что проектировщик и заказчик берут на себя ответственность за то, что проект выполнен по нормам, и лишь тогда заказчик декларирует начало строительства. Бороться с недобросовестностью участников проектов будут высокими штрафами.
05.07.2011 Принцип «молчаливого согласия» будет обеспечен не полностью – эксперты
Уже подготовлен законопроект о внесении изменений в Административный кодекс Украины, и там ответственность за подобные градостроительные нарушения повышается во много раз. Это личная ответственность – авторов проекта, главного архитектора, главного конструктора, заказчика, инвестора, эксперта. Порядок штрафов, которые накладываются персонально, - 80 -120 тыс. грн.
04.02.2011 В Украине будет введена персонифицированная ответственность за нарушение строительных норм - И.Акимова
07.02.2011 Ответственность строителей за качество жилья закрепят отдельным законом
Так как застройщики реализуют, как правило, крупные объекты, то экспертизу они все так же обязаны проходить. Но при этом сама экспертиза изменится. Раньше в составе комплексной государственной экспертизы проводилась экспертиза по вопросам санитарной, пожарной, экологической и т.д. безопасности. Эти экспертизы проводились разными ведомствами, и замечания каждой из экспертиз застройщик снимал отдельно, в соответствующем ведомстве. Сейчас все это объединяется в единую экспертизу, которая включает специалистов всех направлений. Соответственно, чтобы снять замечания по проекту, ходить во все ведомства уже не надо.
Экспертиза сейчас может быть не только государственная, а любых форм собственности. Застройщики ожидают, что в Киеве появится несколько конкурирующих между собой экспертиз, в том числе, и частных. Конкуренция – это всегда хорошо и ведет к повышению качества. Каждый эксперт, выполняющий экспертизу, теперь должен иметь именной сертификат. Вводится его личная административная ответственность за достоверность экспертного заключения.Сейчас идет процесс перехода к работе в соответствие с новыми правовыми нормами, и этот переход еще не завершен.
Для крупных застройщиков шаг вперед состоит в том, что внедряются прозрачные, понятные, формализованные, ускоренные правила и процедуры. Закон в полную силу еще не работает, поэтому оценивать изменения пока преждевременно. Сейчас крупным застройщикам стало немного легче работать, но это улучшение пока не кардинальное.
В период, пока Закон еще не получил практику, работать может быть и сложнее. В связи с введением Закона внесен ряд изменений в существующую нормативно-правовую базу, хотя некоторые противоречия еще не устранены.
Например, Законом отменены местные и региональные правила застройки, а сами понятия изъято из соответствующих нормативно-правовых актов. Хотя в системе «Лига:Закон» правила застройки Киева пока еще помечены как действующие - они введены решением Киевсовета, а решения об их отмене пока нет. Какое-то время после вступления закона в силу Главкиевархитектура не выдавала градостроительные условия и ограничения, нельзя было согласовать генеральный план. К такому замешательству привели разночтения в Законе и отсутствие подзаконных актов.
По материалам: Дело