Кому выгодно штрафовать застройщиков?

Новая депутатская инициатива: защита инвесторов или монопольный сговор?

Недавно депутатами от Партии Регионов на рассмотрение парламента был вынесен законопроект, согласно которому предлагается штрафовать застройщиков, не соблюдающих заявленные сроки строительства

При этом, сумма штрафа предполагается немалая — 0,1% от балансовой стоимости здания за каждый день просрочки. Что это — наконец-то забота об инвесторах или лоббирование корпоративных интересов?

Учитывая, что сроки сдачи дома в эксплуатацию в Украине задерживают почти всегда, а некоторые дома и комплексы строятся и на несколько лет дольше обещанного, пеня в 0,1 % за день для любого застройщика более чем существенна. Но самое интересное, что в законопроекте оговорено, что пеня эта платится в пользу доверителя, то есть, инвестора. Потому подозревать депутатов в стремлении наполнить таким образом казну на сей раз не получается.

И все же, несмотря на очевидное благо для инвесторов этого, пока еще далекого от принятия законопроекта, попробуем разобраться, против кого он направлен в первую очередь, а кому, наоборот, на руку.

Как защищают инвесторов

Казалось бы, выиграют, в случае принятия закона, в первую очередь, инвесторы, у которых будет гарантия чуть понадежней, чем обещания застройщика, что они вовремя получат правоустанавливающие документы и вселятся в ожидаемую квартиру: не придется еще месяцы, а то и годы жить в съемном жилье.

Но уже тут есть несколько нюансов.

Первый из них: в проекте закона никак не оговорена временная разница между сдачей дома застройщиком и его фактическим заселением. Вроде бы с застройщика взятки гладки — дом построен вовремя, а тем временем у инвесторов уходят месяцы, чтобы получить правоустанавливающие документы и начать делать в квартире ремонт. Хотя, например, инвесторы печально известных новостроек на Ленинградской площади умудряются жить в своих квартирах без документов на право собственности и даже без подключенных коммуникаций.

Но это, скорее, частные вопиющие случаи. В то время, как многие застройщики, включая крупные строительные компании, грешат соблюдением лишь формальных, но не фактических сроков.

Второй нюанс: в существующей редакции законопроект никак не сможет помешать застройщику, существенно затягивающему сроки строительства, объявить себя банкротом. Учитывая, что застройщик несет ответственность только своим имуществом, совокупная стоимость которого может составлять всего то пару десятков тысяч гривен, вряд ли, став жертвой аферы, инвестор сможет отсудить хоть что-то.

Потребовать штраф можно будет только у крупной строительной компании, вроде «Киевгорстроя».

Кто пострадает?

На первый взгляд, очевидно: недобросовестные застройщики. В частности, те из них, кто начинает много новых проектов, не доводя до ума уже строящиеся. В Киеве, например, едва не половина Дарницы застроена такими комплексами, большинство из которых либо не достроены, либо не приняты на баланс города из-за нарушения технологий строительства или незаконного землеотвода. А многоликий застройщик тем временем открывает все новые и новые стройплощадки в разных районах города. В случае принятия закона этому и подобным застройщикам, наверное, таки придется задуматься, открывать ли новые проекты, или лучше закончить существующие.

Впрочем, как показывает опыт, им и сейчас то не писаны ни закон, ни судебные решения. Наивно надеяться, что с изменением одной законодательной нормы что-то принципиально изменится. Очевидно, сомнительная деятельность таких застройщиков попросту выгодна более крупным игрокам рынка.

А вот кто действительно пострадает от введения штрафов, так это мелкие компании, занимающиеся строительством одной-двух новостроек в пригороде . Строят они зачастую за деньги тех же инвесторов, и сроки соблюдать получается далеко не всегда. Но, во-первых, строят, в основном, качественно, во-вторых, хоть и с задержкой, но достраивают. И, главное, их проекты куда доступней, чем у крупных компаний, возводящих высотки в Киеве. Это одна из основных причин, почему киевляне все чаще предпочитают жилье в пригороде.

Увы, в случае задержек строительства, такие компании будут штрафовать в первую очередь — и многим придется просто уйти с рынка. Что отнюдь не в интересах инвесторов: выбора, покупать ли у акул строительного бизнеса по ценам, доступным далеко не всем, или у частных застройщиков, у них просто не будет.

Кому выгодно?

Ну, и об «акулах» - крупных строительных компаниях. Вот им то как раз принятие законопроекта в такой редакции очень даже на руку.

У крупных компаний редко возникают проблемы с землеотводом или разрешением на строительство — во многом, благодаря связям в правительстве. Да и в парламенте мощное лобби у них имеется. Отдельные эксперты считают, что именно из-за этого лобби законопроект не примут. Но, скорее всего, как раз поэтому и примут.

Строя не только на деньги инвесторов, но и на собственные оборотные средства, ведущие игроки строительного рынка имеют возможность сдавать свои объекты вовремя. Что зачастую с успехом и делают. Некоторые жилые комплексы вводятся в эксплуатацию даже раньше заявленных сроков. Одна беда: квартиры в них дорогие. Или очень дорогие.

Сетующим на дороговизну потенциальным покупателям часто приводят пример упомянутых выше застройщиков, продающих еще не построенные квадратные метры дешевле, но почти никогда их не достраивающих. Мол, вот там дешево — выбирайте.

Сейчас выбирать еще можно: доступная по цене квартира в пригороде от малоизвестного застройщика или дорогое жилье в столичной высотке от крупной компании с хорошей репутацией. Через пару лет такого выбора может и не быть.

Свободная земля, пригодная для застройки, в Киеве заканчивается — еще пару лет, и строить будет негде. Лидерам строительного рынка придется либо реконструировать «хрущевки» , либо перебираться в пригород, предварительно вытеснив оттуда мелких конкурентов. Причем, вытеснив не рыночными методами, посредством конкурентных цен, а тихо и технологично, под видом защиты инвесторов. Заодно можно пролоббировать и расширение границ столицы, а затем и цены поднять.

Вывод напрашивается печальный. Наличие предложенной законодательной нормы лишь незначительно обезопасит инвесторов и заставит отдельных застройщиков задуматься о целесообразности нескольких проектов одновременно. Но от мошеннических схем не защитит.

Зато с ее введением выиграют крупные строительные компании — как раз те, чьи интересы так активно лоббируются в парламенте. Их мелкие конкуренты вынуждены будут просто уйти с рынка. А это уже попахивает сговором монополистов.

Автор: Наталия Рева , © domik.net, 2013
По материалам: Domik.net-недвижимость