Никонов: в Киеве появилось много незаконных строек

За год работы в Киевской городской госадминистрации Игорь Никонов практически не изменился - в глазах все тот же блеск. Перед уходом на госслужбу Никонов выстроил успешный бизнес - компанию "К.А.Н. Девеломпент". Она реализует в столице такие проекты, как "Комфорт Таун", "Паркове місто", Diamond Hill, бизнес-центр 101 Tower, IQ Business Center, занимается строительством крупнейшего в столице торгового центра Respublika. Реализованный "К.А.Н. Девеломпент" торговый центр Ocean Plaza был продан российской компании "ТПС Недвижимость" за рекордные $300 млн.

Сейчас ситуация в компании Никонова, говорит чиновник, мало отличается от среднерыночной. С января по июль количество сделок на первичном рынке в Киеве сократилось примерно вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - у покупателей попросту нет денег на новое жилье. Но заниматься бизнесом Никонову, по его словам, некогда - компанией руководит топ-менеджмент. Теперь бизнесмен все свое время отдает работе в мэрии. И это дает результат:  в Администрации президента довольны работой первого заместителя главы КГГА. За последний год Игорю Никонову удалось избежать крупных скандалов: о нем упоминают только единичные представители общественных организаций, обвиняя в лоббировании интересов своей компании.

Чиновник признает, что оставил свой бизнес лишь на время и не намерен строить политическую карьеру. Но готов работать с нынешним столичным градоначальником Виталием Кличко, под руководством которого хочет воплотить в жизнь несколько масштабных проектов. Шансы Никонова велики: по последним опросам, большинство киевлян готовы вновь голосовать за Кличко, Банковая не намерена менять нынешнюю команду в горадминистрации, а конкуренты пока не способны выставить сильного единого кандидата против нынешнего мэра. 

- Конституционный суд одобрил изменения Основного закона в части децентрализации. Ваше мнение: что эти изменения могут дать Киеву и киевлянам?

- Почему за последние годы Киев терял свой статус? Потому что у города забрали огромное количество полномочий: ГАСК (Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины), Регистрационную службу, Госкомзем, санэпидемстанцию и прочее. Всем этим Киев не управляет, но ответственность за их работу жители возлагают на городскую администрацию. Например, претензии за незаконные стройки предъявляют мэру, а не ГАСКу, госэкспертизе, прокуратуре и милиции, которые на сегодня имеют реальные рычаги влияния на эти процессы.

Я недавно составил список проблем, с которыми мы как власть ежедневно сталкиваемся, и сделал для себя очень неожиданный вывод. Больше половины проблем столицы можно решить одним способом - вернув под контроль власти все учреждения, от которых зависит жизнедеятельность столицы (сегодня многие из них находятся в ведении государства), в том числе и срочно создав муниципальную милицию. Мы оказались заложниками сложившейся ситуации. Можно выйти на улицу (даже в самом центре) и увидеть огромное количество автомобилей и кофемашин на тротуарах, незаконные газовые заправки, незаконные автомобильные стоянки, незаконные МАФы, незаконную уличную торговлю, незаконные стройки, а мы для борьбы с ними не имеем никаких юридических полномочий. Это функции правоохранительных органов.

Децентрализация очень нужна. Киевлянам важно понимать, что в городе есть власть во главе с мэром, обладающим реальными полномочиями. В этом случае он полностью несет ответственность за порядок в городе и очень быстро можно увидеть состоятельность его команды. 

Префект не должен иметь функций общего надзора, которые забрали у прокуратуры 

- Какие полномочия вы хотели бы вернуть Киеву?

- Многие полномочия были, но их забрали. А многих никогда и не было. Если пригласить любого иностранного юриста, то он в нашей системе управления, особенно Киева, ногу сломит. Виталий Кличко находится в трех ипостасях: мэра, главы администрации и главы исполнительного органа. На мой взгляд, должен быть Киевсовет и исполком во главе с мэром. Все.

Планируемый институт префектов - представителей президента Украины должен иметь функции контроля на соответствие Конституции определенных нормативно-правовых актов, которые рождаются в стенах городской власти, а не осуществлять функции общего надзора, которые забрали у прокуратуры.

Я повторюсь: в город должны вернуться ГАСК, Регистрационная служба, функции ведения земельного кадастра, функции миграционной службы, касающиеся сервиса для киевлян, и, конечно же, нужно срочно создавать муниципальную милицию. По моим подсчетам, эти мероприятия принесут дополнительно в бюджет города от 1,5 до 2 млрд грн в год.

- Как обстоят дела с инвестициями в город? Мы видим, что Львов активно развивается, Одесса тоже…

- Это не значит, что Киев "просел". Мы просто говорить так хорошо не умеем, как руководители этих регионов. У нас было инвестиций около 300 млн грн в год, сейчас около 1,5 млрд грн за период нашей работы. Инвестиционные конкурсы не прекращаются, инвестагентство тоже работает. Очень много зависит от общегосударственного инвестклимата.

- Можете назвать какой-то реальный проект, который реализован столичным инвестагентством?

- Многое начато, но нужно время: за пять минут проект не реализовать. Ведется работа по 3G в метро, Wi-Fi в метро, много строительных проектов, "киевский хлеб" и многое другое. Конечно, мешает этот нелепый мораторий на отвод земли. Те, кто за это голосовал, не понимают, что этот мораторий не помешает аферистам начинать свои стройки. Аферисты как раз будут строить, крупные компании тоже не страдают. Они сделают ДПТ (детальный план территории), и мораторий им тоже не мешает, а вот множество мелких и средних проектов не могут быть выполнены из-за непринятия законопроекта 1735.

- Крупные инвесторы в город приходят? Например, ИКЕА придет в Киев?

- Такие, как ИКЕА, оценивают не отдельный город, а риск по всей стране. Сейчас у нас сами знаете, какая ситуация, потому они не спешат. Ни одна инвестиционная деятельность зарубежными компаниями никогда не будет вестись, если местные инвесторы не будут проявлять активность. Я уже говорил, что как только крупные украинские инвесторы начнут вкладывать деньги, зарубежные сразу появятся.

- В Киеве  давно хотят сделать индустриальный паркНасколько велик интерес к индустриальным паркам в столице?

- Интерес будет, когда власть сможет объяснить инвестору, почему он должен к нам прийти, какие преференции он получит. Например, сказать: мы тебе подведем все сети, и ты пять лет не будешь платить налог на прибыль, или налог на землю, или еще какие-либо виды местных налогов. А если мы ничего не предлагаем, то инвестор пойдет в Польшу, Румынию и Венгрию. Или в Россию, кстати. Отсталую Калужскую область они превратили в огромный инвестиционный парк - более $10 млрд инвестиций за последние 8-9 лет. У них там 11 парков. Пришли Volvo, Volkswagen - поставили заводы, вокруг тут же выросли сотни предприятий-сателлитов. Вот это мы и пытаемся всем объяснить.

- Изменили подход к решению инфраструктурных проблем?

- В Киеве действительно огромное количество проблем - от сетей до дорог. Наши оппоненты часто рассказывают, что мы мало вкладываем денег в инфраструктуру. Да, они тоже тратили деньги. Но, например, ремонтировали второстепенные коллекторы. А главный городской канализационный коллектор не реконструировали 17 лет. Мы выделили на строительство второй нитки (фактически дублера) в этом году 200 млн грн.

Раньше у чиновников был принцип - осваивать деньги. Более 3 млрд грн потрачено на строительство Подольско-Воскресенского моста. И какой толк? Никакого. Вернее, на строительство моста ушла основная сумма из $600 млн кредита, который мы до сих пор имеем. За обслуживание этого займа город уже заплатил почти $400 млн только процентов, а это по сегодняшнему курсу почти 10 млрд грн. За эти деньги можно было построить минимум 5-6 станций метрополитена.

Сегодня нужно идти только в те проекты, где понятны источники финансирования. Например, сейчас мы ведем переговоры с правительством нескольких стран о выделении денег на развитие метрополитена в Киеве. Но договоренность должна быть такой, что в случае привлечения средств мы обязаны запустить в работу реальный участок, а не начать проект и опять заморозить.

- Речь идет о строительстве метро на Троещину? Польские инвесторы заявляли о готовности вложить в этот проект деньги.

- Мы совместно с правительством ведем переговоры с несколькими кредиторами. Нам необходимо $140 млн, чтобы запустить первую очередь моста без автодороги. Нужно около $200 млн, чтобы запустить метро от Радужной до станции метро Тараса Шевченко, а затем - до железнодорожного вокзала. На Радужном метрополитен будет собирать жителей, перевозить их на Левый берег и распределять между тремя линиями метрополитена.

- Есть ли смысл строить прямую ветку на Троещину?

- Есть. Мы изучали этот вопрос. Городу необходимо только метро и только по проспекту Маяковского. Никакие другие варианты не подходят. Стоимость всего проекта составляет $1,3 млрд. Эти деньги мы хотим получить на 25-30 лет под гарантии правительства. Это вполне может быть и бизнес-проект.

- Какова дальнейшая судьба фрагмента древнего города на Почтовой? Тема почему-то затихла.

- Есть совместное решение с Министерством культуры. Там будет памятник, музеификация этого места. Все будет нормально. 

- Удалось ли снизить уровень коррупции в городе? Например, ранее озвучивались данные, что 20-30% в себестоимости столичного жилья - это взятки.

- Я точно могу сказать, что в верхних эшелонах власти КГГА коррупции нет. Все руководители - самодостаточные люди, ни один из которых не опустится до уровня получения взяток.

Что касается строительства, то последние годы в Киеве наблюдался огромный рост. Появилось много незаконных объектов. Такие компании, которые строят финансовые пирамиды и продают недвижимость за полцены, "убили" много законных компаний. Они либо перестали строить, либо резко сократили объемы.

Мы пришли и начали реальную борьбу с незаконными стройками: 42 незаконные стройки остановлены. Все объекты, которые находятся на начальном этапе, демонтируем. Мы открыли портал, на котором указываем перечень незаконных объектов (monitor.mkk.kga.gov.ua). Сделали его специально для людей, которые собираются покупать квартиры в новостройках. Но что делать с домами, которые уже построены? Что делать с людьми, которые уже купили квартиры?

- А сколько таких людей?

- По моему мнению, от 12 000 до 15 000 человек приобрели жилье в домах, которые не могут быть введены в эксплуатацию. Таких квартир в Киеве насчитывается около 5000-6000. Мы попробуем помочь всем этим людям, возможно, какие-то проекты, которые подходят к концу, придется узаконить, чтобы люди не остались на улице. Это меньшее зло.

- Некоторые объекты страшно вводить в эксплуатацию, потому что дом может рухнуть.

- Это правда. Часто бывает, что разрешение получают на строительство одного здания на 6 этажей, а возводят другое на 24 этажа. Все объекты нужно обследовать. Но в эксплуатацию жилье принимаем не мы, а ГАСК.

- Но в сентябре ГАСК будет подчиняться городу.

- В сентябре он только начнет формироваться, а для начала полноценной работы нужно будет два-три месяца. Но что делать? ГАСК будет задним числом отменять декларации? Жилье же уже построено. Да, власти уже один раз пошли покупателям квартир Элиты-центр навстречу и выделяют жилье в других проектах. Но такой случай один. А если их будет много? Это риски людей, которые так отреагировали на низкую цену. Обвинять тут некого. Я советую проверять все документы строительной компании с юристом либо приобретать недвижимость в уже введенных в эксплуатацию домах. Есть исключения: застройщики, которые долго работают на рынке и завоевали хорошую репутацию. С ними можно иметь дело.

Мы решили после выборов сесть за стол переговоров с застройщиками нелегальных домов и найти решения, которые позволят минимизировать количество пострадавших.

- Как город будет решать проблему недостроев?

- Сотрудники Киевской администрации разработали проект закона. В чем его смысл? Сперва компетентная комиссия присваивает зданию статус недостроя, за будущее которого его инвестор уже не несет ответственности. На сессии Киевсовета город принимает здание на баланс и дальше решает, что делать. Например, инвесторы могут доплатить за завершение строительства объекта, которое коммунальное предприятие достроит по себестоимости. Если инвесторы откажутся, мы предлагаем выставить здание на аукцион. Вырученные деньги раздадим покупателям квартир. Здание же будет достроено, после чего жилье в нем будет продано вновь.

Этот вопрос требует обсуждения. Покупатели нынешних недостроев могут никогда не вернуть свои деньги. Людям нужно объяснять, что в Киеве 260 недостроев. Многие из них никогда не будут достроены, и выход надо искать сообща.

- Что делать с протестующими, которые ходят от стройки к стройке?

- Эти люди зарабатывают деньги. Около 90% протестующих на киевских стройках - одни и те же люди. Но без муниципальной милиции мы не можем решить эту проблему. Необходимы следственные действия, идентификация людей, которые ходят по стройплощадкам. Записи, кто и что вымогает. Лишь затем этих людей нужно привлекать к уголовной ответственности. Сейчас застройщики сами решают этот вопрос.

Нам нужно вернуть законность. Естественно, что любому человеку не нравится стройка в его районе. Но нельзя на площадку просто прийти и сказать, что она незаконная. Таким образом мы придем к анархии.

- Какая судьба стройки компании Укрбуд на Никольской слободке?

- Виталий Кличко остановил строительство и потребовал от застройщика переделать проект.

По материалам:  biz.liga.net