Игра в демократию: почему подавать электронные петиции в Харькове не имеет смысла

За три с половиной года существования сервиса электронных петиций 37 обращений, зарегистрированных на сайте Харьковского горсовета, набрали нужное для рассмотрения количество подписей от харьковчан. Все эти петиции были рассмотрены и, как полагается, содержат ответ от мэрии. Но при этом, а точнее по факту такое современное народовластие, всего лишь возможность для горожан высказать свое мнение, но никоим образом не повлиять на решение той или иной проблемы.  

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Сервис с петициями был запущен в декабре 2015 года. Специальный раздел, через который жители города могут обратиться в городской совет, к городскому голове и исполнительному комитету с электронными обращениями, появился на официальном сайте мэрии, передает СтройОбзор.

Согласно правилам работы таких обращений, все петиции должны пройти модерацию, после чего их публикуют уже для дальнейшего голосования. Голосовать за петицию можно в течение трех месяцев.

Если петиция набирает нужное количество голосов, то ее обязана рассмотреть городская власть и дать официальный ответ. Если же не набирает, то обращение просто удаляется с сайта.

Первоначально для рассмотрения петиций было достаточно тысячи подписей от харьковчан. Но позже (видимо, подозревая, что набираться голоса будут быстро и даже по незначительному поводу) было решено сделать необходимыми 5 тыс. подписей.  

И ПОНЕСЛАСЬ…

После того, как сервис был запущен, харьковчане стали «лайкать» петиции и буквально за первый месяц несколько обращений набрали нужное количество подписей.

В основном все эти петиции носили, скажем так, бытовой характер: запретить водителям маршруток курить на рабочем месте, обязать владельцев собак убирать за своими животными, запретить торговлю колбасой в метро и прочие, и прочие. 

По сути, это были обращения о наболевшем для жителей определенного района, с которыми, как правило, идут в полицию или к участковому, а не в мэрию. К примеру, выполнение закона о запрете курения в общественном месте, который четко прописан Кодексом Украины об административных правонарушениях, зависит исключительно от сознательности наших граждан. Как, впрочем, и уборка за своими домашними любимцами остается на совести хозяев животных. И таблички с надписью: «Выгул собак запрещен» тут не помогут.

При этом были и такие себе «холостые» обращения. Например, обновить трамвайный парк или же провести срочную высадку деревьев «иначе город задохнется от смога».

Ответы на такие петиции мэрия давала быстро. В ответе на обращение о деревьях предоставлялся отчет о реализации городской программы замены аварийных деревьев на молодые, соответственно в ответе о транспорте – опирались на целевую программу развития городского электротранспорта. И все по такому принципу – все, что касается развития города, уже четко прописано в документах и принято депутатами на местной сессии.

БОРЬБА С СИСТЕМОЙ

Ряд петиций (а мы говорим исключительно о тех обращениях, которые поддержали харьковчане) касались мелких вопросов, даже можно сказать – индивидуальных просьб. Отремонтировать участок дороги, привести в порядок двор или установить светофор. Такие петиции мэрия переводит в разряд обращений граждан в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан». То есть петиция как таковая теряет свой первоначальный смысл.

Но не обошлось и без скандальных обращений.

Одно из подобных - уволить Сергея Чечельницкого с должности главного архитектора города. Причиной петиции стало проведение конкурса на памятный знак, который должны были установить на площади Свободы, в сквере перед Госпромом. Но тут же авторы обращения привели и другие недочеты главного зодчего: «Уничтожение архитектурного облика города; полное игнорирование мнения харьковчан в вопросах развития города; прогрессирующий процесс фактического уничтожения памятников архитектуры…».  

Ссылаясь на ряд законов, в мэрии заявили, что «основания для увольнения Чечельницкого Сергея Георгиевича с занимаемой должности отсутствуют».

Те, кто следит за городскими новостями знают, что архитектор все же был устранен от должности. Но по другим причинам, и петиция тут ни при чем.

Схожая ситуация и с петицией об отмене результатов конкурса на памятный знак на площади Свободы, о котором мы уже вспоминали выше. Обращение поддержали ровно 5 тыс. человек. Но и тут – не то пальто. Конкурс отменили, но только лишь потому что решение жюри было обжаловано в суд.

Вот и получается, что мэрия либо ссылается на правительственные законы, на которые не может повлиять, либо публикует сухие отчеты от профильных департаментов, либо пускает ситуацию на самотек, в конечном счете – просто разводит руками.

Еще одно обращение (из последних) – убрать временные конструкции на тротуарах с просп. Науки, 25 и ул. Сумской, 55, которые многие годы мешают свободному передвижению пешеходов.  В мэрии же ответили, что «арендаторы вышеупомянутых земельных участков предупреждены о необходимости содержания переходов в надлежащем состоянии для безопасного передвижения жителей города… Оснований для демонтажа временных конструкций нет». И как бы городская власть ни при чем, но тогда возникает вопрос – а кто при чем? И кто должен делать жизнь в городе комфортной и безопасной? Вряд ли собственник участка, который в данном случае поступил так, как комфортней ему, а не тысячам горожан.

СРАВНИВАЯ СО СТОЛИЦЕЙ

Предлагаем сравнить «игру в электронные петиции» в Харькове и в Киеве.

Стоит отметить, что жители столицы в этом плане более активны. Для рассмотрения электронных обращений столичной мэрией необходимо 10 тыс. подписей, но киевляне справляются с этой задачей и точно так же, как и жители Харькова пытаются внести свою лепту в развитие родного города.  

На сегодняшний день на сайте Киевской горгосадминистрации зарегистрировано почти 5,5 тыс. петиций. Из них 55 – успешные. То есть те, которые попали на рассмотрение в мэрию. Ряд из них был реализован. Но большинство по той же схеме, что и в Харькове - исключительно на бумаге или под влиянием посторонних факторов.

Приводим пример. Так, петиция о том, чтобы сделать невозможным уничтожение памятников архитектуры, которая по факту может служить только обещанием к сохранению конкретного здания. В целом же дать второе дыхание всем памятникам архитектуры – раз и навсегда обезопасив их не только от горе-застройщиков, коррумпированных чиновников, но и от трещин, разрушений и даже пожаров, попросту невозможно. При этом, что существует соответствующая целевая программа, опять же – на бумаге.  

Хотя, справедливости ради, скажем, что были и такие предложения, которые все же реализовали благодаря неравнодушным киевлянам-пользователям сайта петиций. Например, внедрить ночные маршруты или вернуть землю одного из скверов в коммунальную собственность.

При этом есть петиции, которые находятся в разработке. Например, в городе работают над новыми правилами размещения наружной рекламы, количество которой авторы одной из петиций просили уменьшить, особенно в центре столицы.

* * *

Новые петиции появляются на сайте Харьковского горсовета регулярно, многие из них дублируются. Но как показывает практика, если какая-нибудь петиция все же выстреливает, то происходит это моментально – свои нужные голоса она набирает за очень короткий срок. Это говорит о том, что некоторые обращения действительно актуальны для жителей Харькова.

Но очень не хочется, чтобы о проблемах города судили исключительно по тем петициям, которые набрали нужное для рассмотрения количество подписей. На сайте есть множество обращений, интересных и здравых, прислушиваясь к которым городская власть могла бы реально улучшить жизнь в нашем любимом Харькове. Но, к сожалению, многие петиции остаются без внимания, из-за низкой поддержки и появления новых обращений, опускаются в конец списка и теряются. Хотя, как мы уже выяснили, не факт, что интересные предложения даже при необходимом количестве подписей получили бы право на жизнь.   

Вот так и получается, что идея с петициями всего лишь показная игра в демократию.

Источник: СтройОбзор