Юрий Яковлевич Кроленко: полвека на стройках
Сегодня коллектив компании «Жилстрой-2» поздравил с 50-летием трудовой деятельности Юрия Яковлевича КРОЛЕНКО - председателя Наблюдательного Совета ОДО «Жилстрой-2», Заслуженного строителя Украины, Почетного гражданина Харькова, академика Международной Академии жилищно-коммунального и строительного хозяйства.
...Будущий строитель, третьекурсник ХИИТа Юрий Кроленко попал на Целину по зову сердца, пройдя серьезный отбор и медицинскую комиссию. Двадцатилетнего парня и его сокурсников влекла романтика, светлые идеалы, стремление внести свою лепту в большое дело и принести пользу стране. Работали на износ по 10-12 часов в сутки под палящим солнцем и сильными степными ветрами.
19.08.2010 Геннадий Кернес вручил Почетную грамоту Кабинета Министров председателю наблюдательного совета акционерного общества «Жилстрой-2», заслуженному строителю Украины, почетному гражданину Харькова Юрию Кроленко.
1.04.2011 Юрий Кроленко стал «Харьковчанином года-2010»
1958 год на Целине выдался необычайно урожайным. Комсомольскую бригаду харьковских студентов, отработавших все лето на строительстве зерноприемного пункта, задержали в полях еще на полтора месяца. Родине требовалась помощь в уборке хлеба. Мысль отказаться тогда просто никому не могла прийти в голову.
Это была самая первая - такая трудная, и в то же время, поэтичная стройка Юрия Кроленко. Тогда он еще не знал, что через три года судьба снова забросит его в Казахстан, где он начнет свой трудовой путь, что спустя многие годы станет Заслуженным строителем Украины, Почетным гражданином Харькова, возглавит одну из крупнейших строительных компаний города. Но до этого ему пришлось пройти долгий, насыщенный делами и событиями путь, построить десятки самых разных, в том числе и уникальных объектов в Харькове, Павлодаре и Улан-Баторе.
Юрий Яковлевич Кроленко
За свой нелёгкий труд Юрий Кроленко награждён орденами «Знак Почета», «За заслуги ІІ степени» и «За заслуги ІІІ степени», медалью «За доблестный труд». Позже был удостоен международных наград «Святая София», «Лавры Славы», Орден Святого Дмитрия Солунского, орден «Славянская честь», Международная награда «Золотой Меркурий» (2002 г.), Laurels of Fame (2004 г.) и диплом «ТОП-менеджер Украины 2005 года». В 2002, 2003 и 2004 годах вошел в число лауреатов регионального рейтинга «Харьковчанин года». А самой высокой своей наградой Юрий Яковлевич считает звание Почетного гражданина Харькова, которое было ему присвоено в 2008 году.
Еще рано подводить итоги - впереди много планов, самый важный из них - строительство современного многоквартирного дома его мечты. Но есть огромный жизненный и производственный опыт, воспоминания, которыми он поделился в автобиографической книге, опубликованной в четвертом томе серии «Современная ЖЗЛ Харьковщины».
Сегодня мы размещаем на нашем сайте сокращенный вариант книги Юрия Яковлевича Кроленко:
ВЫБОР
Родился я в Харькове 18 октября 1938 года. Еще во время войны у меня появилась мечта - стать военным моряком. Эта профессия казалась такой романтичной и героической! Но в 9-ом классе я надел очки и понял, что море обойдется без меня. Тогда я решил выучиться водить автомобиль как мой папа - кадровый военный. Попытка поступить на автотракторный факультет политехнического института мне не удалась. Помешала... советско-китайская дружба. Сдав все экзамены на пятерки, я набрал 25 баллов из 25. Пришел искать свою фамилию в списке поступивших и - о, ужас! - не нашел. В приемной комиссии объяснили, что братский Китай пожелал выучить в СССР 100 специалистов для народного хозяйства, поэтому практически никто из советских абитуриентов на наш факультет в том году не поступил.
Ничего не попишешь - пошел я работать слесарем в авторемонтную мастерскую. На следующий год мы с одноклассником Эдиком пробовали поступить в Высшее военное училище летчиков. Там и экзамены раньше, чем в другие вузы, и профессия интересная. Получив 24 балла из 25-ти, допустив досадную техническую ошибку в задаче по математике, я не прошел большой конкурс. Глотая обиду, я думал: «Что делать и кем становиться этой жизни?».
В те годы башенные краны были привычной частью городского пейзажа. Харьков застраивался, восстанавливаясь после военной разрухи. Родители убеждали: «Это именно то, что тебе нужно! Интересное дело, романтика, созидание и главное - нужность». От знакомого я случайно узнал, что в Харьковском институте инженеров железнодорожного транспорта открылся новый факультет - промышленного и гражданского строительства. Что ж, стоит попробовать!
Сдав все вступительные экзамены на «отлично», я стал студентом. Учеба в институте оказалась нелегкой, но интересной. Профессия меня увлекла и гранит строительной науки я «грыз» довольно старательно. Самое яркое впечатление студенческих лет - поездка на Целину, на север Казахстана в Петропавловскую область, в небольшой поселок Аксуат с населением не больше ста человек. Поселок только зарождался, строился зерноприемный пункт, еще не был готов элеватор. Из построек - всего полтора десятка каркасно-щитовых домиков, которые мы же и строили - собирали деревянный каркас, заполняли его соломенными матами, а затем обшивали досками.
Целина была для нас и романтикой, и тяжелым трудом. Техники не хватало. Наша бригада из 12-ти парней вручную копала котлован под вагонные весы. Ядреная глина почти не поддавалась лопатам - копалась только маленькими ломтиками. Мы просто падали от усталости, но всё же к назначенному сроку успели его сдать. И даже получили премию. В институт мы вернулись в середине октября.
ПАВЛОДАР
При распределении я снова попросился на Целину - в Павлодар. Члены комиссии восприняли мое настроение с одобрением и под аплодисменты вручили желанную комсомольскую путевку. А потом пришло письмо: «Извините, но в Павлодаре специалисты не нужны». У меня с детства характер был норовистый и я решил: «А вот все равно добьюсь, чтобы меня взяли на работу в Павлодар, невзирая на отказы!». Сложил чемоданы и сел в поезд. Добирался трое суток. Нашел управляющего трестом «Павлодаралюминийстрой» Ивана Дементьевича Степина.
- Ну что же, если ты так решительно настроен, тогда возьму тебя в трест. - сказал Степин и черкнул записочку в блокнотик с именной шапкой: «Поезжай в отдел кадров». Следующим утром я уже вышел на своё первое рабочее место.
...Ударная комсомольская стройка Павлодарского глиноземного алюминиевого комбината впечатлила меня гигантским размахом и...автоматчиками. Картина грандиозная: масса мощнейшей строительной техники, огромный котлован глубиной больше 20-ти метров, а внизу, казалось бы, хаотично перемещаются десятки людей.
Тогда же мне, «зеленому», незакаленному жизнью пацану объяснили, что большинство из этих «комсомольцев» - заключенные, а вокруг котлована - зона особого режима с соответствующей охраной. Частью этого процесса мне предстояло руководить...
В котловане, поразившем мое воображение, строилось уникальное, очень важное и сложное сооружение - вагоноопрокидыватель гигантского завода. Он и стал моим первым объектом.
Помню, как я первый раз выписывал наряды. Бесплатной учебы на стройке не было. Моими преподавателями оказались два битых мужика старше среднего возраста. «Не умеешь наряды писать? Вон там магазин, иди туда и принеси арак!». - «А что это?». - «Водка - по-казахски». Принес бутылку, хлеб и вареную колбасу.
«Садись!» - специалисты важно выкладывают нормативные книжицы, рассказывают, где и как писать, на что обращать внимание. И хотя нас хорошо учили в институте, все же эти знания нуждались в подкреплении практикой. Так я научился выписывать наряды, потом - заполнять формы и закрывать их у заказчика. Вот она - сермяжная правда жизни.
Публика на таких стройках собиралась пестрая - те еще комсомольцы! С уголовниками общий язык я нашел довольно быстро. Хотя не обошлось и без «проб пера». При закрытии одного из первых нарядов подошли ко мне крутые молодцы. Один метнул финку в деревянный стол и говорит: «Или подпишешь нам выполнение 120% плана, или кирпич на тебя упадет, или ногу сломаешь». Что тут сделаешь? Выдернул я этот нож: «А хочешь, покажу, как я умею метать?». - «Да ладно тебе, отдай». Так начиналось наше сотрудничество.
Правда, этот эпизод с финкой на испуг - мелкие брызги по сравнению с другими ситуациями. Жизнь подбрасывала немало поводов, чтобы проверить мужские качества друг друга. Сначала я отстоял одного из заключенных, несправедливо обвинённого в проступке, которого он не свершал. И хотя я тогда получил нагоняй от руководства, позже эти ребята, обладающие обостренным чувством справедливости, тоже не отказали и мне в помощи.
На строительстве вагоноопрокидывателя я пережил, пожалуй, самое трагичное в своей жизни событие. Наш объект отставал от общего темпа строительства всего завода, несмотря на то, что работы велись круглосуточно ударными темпами. Бывало, я по 2-3 суток не уходил домой и спал по 2 часа. Весь огромный котлован глубиной в шестиэтажный дом был в монолитном железобетоне. Чтобы ускорить темпы работ и дать возможность монтировать оборудование, мы не снимали деревянную опалубку. В июне 1963 года произошел пожар - загорелись поддерживающие леса, палубы перекрытий.
Я был в конторе управления, когда увидел дым и огонь. Это же наш объект! Прыгнул в свой УАЗик и помчался туда. Костер возвышался над землей на несколько десятков метров. Через 7 минут после того, как вспыхнул огонь, стоявший на дне котлована башенный кран, как восковый согнулся пополам и упал. Можно представить, какая там была температура и сколько огня! Зрелище жуткое. Стечение обстоятельств или умысел?
Ситуация грозила уголовным наказанием за «преступно-халатное отношение к исполнению служебных обязанностей». Тогда нас спасло то, что следствию удалось установить факт диверсии и личности поджигателей.
В тот период меня поддерживал друг и земляк Валентин Иванович Бурдин, который работал в строительном управлении №2 треста «Павлодарпромстрой», куда меня определили, главным инженером, а потом и начальником. Этот человек мне очень помог в жизни, и не только в пору становления. Впоследствии он дослужился до первого заместителя министра строительства в северных и западных районах СССР. Сейчас Валентин уже на пенсии, живет в Москве, дружеские отношения мы сохраняем до сих пор.
Однажды к нам на Целину приехали польские строители, и через год после пожара я попал в состав ответной делегации. К тому времени я почти отработал в Павлодаре положенные 3 года, и в запасе оставалось два неиспользованных отпуска. Моя павлодарская карьера складывалась довольно успешно: начав трудовой путь мастером, через два месяца я стал прорабом, а еще через 9 - начальником участка. По дороге в Польшу остановился в Харькове, встретился с друзьями и родными. После двух недель раздумий я решил вернуться в родной город.
ХАРЬКОВ
В Харькове я нашел работу в СМУ-1, которое тогда входило в состав треста «Жилстрой-2». Начальник управления Ефрем Константинович Вотяков полистал он мою трудовую, задал несколько вопросов и резюмировал: «Мы сейчас на Основе строим завод транспортного оборудования. Поработай там пару-тройку месяцев, а мы на тебя посмотрим». Через две недели меня назначили начальником участка.
В то время ХЗТО довольно энергично развивался, строились солидные по площади цеха - 10-15 тыс. кв. метров. Предприятие было ориентировано на военную продукцию - выпуск автоцистерн и автозаправщиков для перевозки топлива ракет - сейчас это уже не военная тайна. Мы возводили цеха для производства сосудов Дюара, которые долгое время могли сохранять пониженную температуру до -160 градусов. Строили мы и новые большепролетные цеха ЖБК-3, который производил кирпич.
В 1968 году, меня перевели на вновь создаваемый участок управления №435 треста №86, где я наконец-то получил возможность проявить себя в полной мере. Моим новым объектом стал Безлюдовский промузел. На нескольких десятках гектар мы начали строительство огромных складских помещений.
Спустя год управляющий трестом Геннадий Иванович Борт предложил мне, не оставляя руководство Безлюдовским участком, вытащить один тяжелый объект на «Электротяжмаше» - 9-этажный инженерный корпус, причем, с высокими этажами, большой площади. Его необходимо было сдать к концу 1969 года.
Мне предстояло совместить два объекта, расстояние между которыми превышало 25 километров. Приходилось делать шпагат: и промузел строить, и наверстывать упущенное моими предшественниками. Получилось. После сдачи этого объекта я получил свою первую квартиру в поселке Жуковского - в 30-ти километрах от работы. Но в то время радовались всему - выбирать не приходилось.
Через несколько месяцев меня назначили главным инженером УНР-435, а затем - исполняющим обязанности начальника управления. Сейчас я с удовольствием проезжаю мимо больших корпусов «Электротяжмаша», которые мы возводили в то время. Там же наше управление строило коробку для испытательного стенда - очень массивное уникальное сооружение с железобетонными стенами 3-метровой толщины, обшитое изнутри в несколько слоев 200-милиметровым деревянным брусом, который способен погасить энергию возможного удара во время испытаний роторов. Это была самая тяжелая, кропотливая и жестко контролируемая работа в моей профессиональной практике.
Также вплоть до 1983 года мы были задействованы на реконструкции Харьковского домостроительного комбината. Работали минимум по 12-14 часов, иногда приходилось ночевать в кабинете. Но это была незабываемая и очень интересная пора. Третий крупный объект, который вело наше управление, - ХЭЛЗ. Было горько и обидно, когда со временем цеха уходили с молотка и в них стали выпускать вермишель.
В 1978 году я стал главным инженером треста №86 - одного из крупнейших в Украине. Мы работали на самых серьезных заказчиков - завод им. Малышева, ХТЗ, авиазавод, КБ №67, завод им. Шевченко, «Коммунар», НПО «Электроприбор» (нынешний «Хартрон»), УФТИ - всех не перечислить. Этот интереснейший период работы я вспоминаю с особым теплом.
Для меня промышленное строительство намного интереснее, чем жилое, где идет поток часто повторяющихся объектов. На производстве же - уникальные сооружения, постоянное напряжение мозга, нестандартные технические и технологические решения, жесточайшие требования по определенным параметрам.
УЛАН-БАТОР
В те времена я не отказывал себе в удовольствии отстаивать свою точку зрения, невзирая на должности оппонентов. С одним из секретарей обкома наши обмены мнениями порой доходили до резких форм. И однажды я, как полагается строителю - шершавым языком плаката объяснил ему, что у нас разные функции, и что из нас двоих он в строительстве разбирается немножко меньше. После этого секретарь обкома реагировал на меня как бык на красное. И несмотря на хорошие показатели работы нашего треста, он дал директиву: «Кроленко убрать!». В итоге летом 1983 года меня направили до лучших времен на работу за границу - в солнечную Монголию, где началась новая яркая пора моей производственной деятельности.
В Улан-Баторе меня назначили заместителем управляющего трестом по производству. Там мне довелось построить свое самое красивое здание - Улан-Баторский аэровокзал. Мы его сдали всего за 21 месяц при плане - 3 года.
Мне очень повезло на людей и уникальные объекты. У меня подобралась интересная творческая команда бригадиров и ИТРовцев - сборная со всего Союза.
Вершиной своего инженерного искусства (простите за возвышенный слог) считаю троллейбусное депо в Улан-Баторе. Согласно СНИПам, этот объект площадью 10 тысяч кв. метров должен был строиться 2,5 года. Я полностью изменил организацию строительства, запустив безвыверочный монтаж металлических колонн. Мы готовили фундаменты под монтаж колонн нетрадиционным способом - на системе гаек и прокладок. Это очень упростило технологию и значительно ускорило темпы работ. Через шесть месяцев к празднику 7 ноября мы уже сдавали депо в эксплуатацию.
В Монголии я отработал 5 лет. К тому времени меня уже амнистировал бывший «недруг» - секретарь обкома. Мне передали его слова о том, что Харьков нуждается в специалистах приличного уровня, а посему я должен принять предложение стать главным инженером треста «Жилстрой-2». Причем, предупредили - долго не думай, а то найдем другого. В июне 1988-го года я вернулся в Харьков.
«ЖИЛСТРОЙ-2»
В 70-80 годы трест «Жилстрой-2» ежегодно сдавал по 100 тысяч квадратных метров жилья, 2-3 школы и детскому саду, им построено и большинство крупных больниц Харькова.
Поначалу в коллективе ко мне отнеслись настороженно - «А кто ты такой?», «Мы - жилищники, а ты - промышленник»... Но со временем из «чужого» я стал своим и благополучно проработал два года, пока не случилась беда с моим руководителем - управляющим трестом Николаем Васильевичем Бугримом. Этого человека я считаю легендой харьковского строительства. В конце августа 1990-го года у него случился инсульт, после которого Николай Васильевич так и не смог поправиться.
Мне пришлось исполнять обязанности управляющего. Вскоре должно было состояться общее собрание коллектива по утверждению нового руководителя. Дела в тресте тогда шли не блестяще. Государство уже отвернулось от строителей, лишив нас госзаказа и всего, к чему мы привыкали годами. Строительная отрасль разваливалась вместе с огромной страной. Мы оказались у разбитого корыта и не знали, как жить дальше. Заказов у треста почти не было, не хватало денег на зарплаты и стройматериалы.
Собрание проходило в ДК строителей. Чувствовалось волнение, причем, не только моё. Никто из работников в открытой форме не выступил «против», были разве что сомневающиеся: «А справится ли?». В тот день коллектив большинством голосов поддержал мою кандидатуру на должность управляющего трестом «Жилстрой-2». Нам предстояло выжить и выстоять в очень тяжелые для строительной отрасли 90-ые годы. Это была серьезное испытание на характер, выдержку и устойчивость. Чтобы трест не распался, предстояло найти нестандартные решения.
Во времена социализма в строительной отрасли была узкая специализация. В тресте тогда ничего не было - из основных фондов мы могли похвастаться лишь столами и ящиками для каменщиков, лопатами, мастерками да кисточками. Когда на стройке был нужен кран, мы обращались за ним в управление механизации, за автомашинами - в автобазу, и так - по всем статьям. Водопровод на объекте делали одни, вентиляцию другие, каркас здания возводили третьи, а мы начиняли его внутри. Такая специализация очень мешала работать. В промышленном строительстве количество субподрядчиков на одном объекте могло доходить до 50, а в жилом - до 20-30.
Мы поставили цель - отказаться от внешних поставщиков бетонного раствора, от услуг автобаз и управлений механизации. Первым делом, пока еще не совсем обесценились рубли, мы начали приобретать для треста строительную технику и автомашины. Экономика еще оставалась плановой, поэтому совершать подобные покупки было весьма затруднительно. Благодаря помощи друзей, приобрели 15 КрАЗов. Потом у нас появились бульдозеры, экскаваторы, 2 бетонных завода небольшой производительности, они закрывают наши потребности и сейчас. Так постепенно создали собственную материально-техническую базу, которая давала экономию на себестоимости около 20%.
К началу кризиса 1998-го года, когда с работой стало особенно трудно, мы уже запустили арматурное производство, а позже наладили у себя выпуск металлопластиковых окон и противоударных металлических дверей. Хотя меня и упрекали - вот, дескать, Кроленко создает натуральное хозяйство, - все же это был наш первый шаг к успеху.
Шаг второй - жесткая централизация. Раньше все подразделения треста были юридическими лицами, которые многие вопросы решали самостоятельно. В каждом из них были достаточно мощные штаты управленцев, ИТРовцев. Когда наступил финансовый голод, нужно было собрать все в один кулак. Объединив эти подразделения под крышей треста, мы значительно сократили их аппараты, забрав бухгалтерии, кадровые и производственные отделы. В итоге мы получили значительную экономию средств, сокращение сроков строительства и возможность работать с достаточно большими массивами денег, направляя их на приоритетные направления.
Третий шаг, который помог нам выжить, - перевод ведомственного жилья в коммунальную собственность. На тресте висел серьезный груз, который нас топил - около 140 тыс. кв. метров жилья, в основном дома и бараки довоенной постройки. Квартплату жители практически не платили, и все затраты по содержанию этого жилого фонда ложились на трест, который едва сводил концы с концами. Особенно дорого обходился ремонт старых домов. Достаточно напряженная работа позволила нам в течение нескольких лет поэтапно передать это жилье в коммунальную собственность.
Шаг четвертый - расширение сферы деятельности. Наша компания завершала строительство детского Дворца культуры на пр. Тракторостроителей, поликлинику на Северной Салтовке и ряд других зданий. Эти объекты достраивались по инициативе мэра Харькова Евгения Петровича Кушнарева. Чтобы удержаться на плаву, мы реконструировали здание Харьковского аэровокзала, возводили торговый комплекс «Райский уголок», учебные корпуса педагогического и фармацевтического институтов, жилой комплекс в поселке Вильча. В 2000 году нам довелось построить один из интереснейших объектов, который был отмечен грамотой Госкомстроя - офис концерна АВЭК на улице Сумской, 70 со знаменитым атриумом. Благодаря этим заказам трест смог пережить кризис 1998-го года, за время которого многие строительные компании обанкротились и ушли с рынка.
Пятый шаг - мы поняли, что можем привлечь клиентов, начав работать по новым современным технологиям. «Жилстрой-2» стал пионером монолитного домостроения в Харькове. Изучив опыт киевских и минских коллег, мы поняли, что для несущих конструкций нужно использовать железобетон, а не кирпич, как это было раньше. В трудный 1998 год мы начали строить первый в городе монолитно-каркасный дом по ул. Мироносицкой, 22. Тогда этот метод не был популярен хотя бы потому, что для монолитного строительства требовалась хорошая опалубка, но стоила она недешево, а денег катастрофически не хватало.
Тогда мне удалось привлечь к сотрудничеству банк «Базис» и Арсена Борисовича Авакова. Получив финансирование, изготовили опалубку по собственным чертежам и построили очень красивый дом с отличной планировкой квартир, причем, на небольшом пятачке, в зажатом с точки зрения технологий месте - его вбили как гвоздь. Впоследствии наш опыт по строительству в стесненных площадках широко тиражировался. Монолит, в отличие от кирпича и плит, давал возможность враспор к соседним зданиям создавать любую конфигурацию дома.
В 2004 году «Жилстрой-2» начал применять собственную запатентованную технологию сборно-монолитного строительства, которая объединяла в себе достоинства сборной и монолитной технологий, дав возможность возводить дома в еще более короткие сроки с очень теплыми стенами и со свободными планировками. Затем мы построили дома по ул. Космической и Сухумской, 24, а сейчас возводим жилой комплекс по пр. 50-летия ВЛКСМ. Элитный дом по ул. О.Яроша, 22, построенный нашей компанией с применением новых технологий, признан одним из лучших в Украине в 2005 году.
Мы всегда вели разумную политику относительно количества объектов и сроков их ввода. Строительство многоподьездного дома мы обычно запускаем поэтапно - лесенкой. Первая секция выходит в сдачу, вторая находится в срединной стадии строительства, третья - в начальной стадии. Этот достаточно эффективный в наших условиях технологический прием даёт возможность четко рассчитывать силы и ресурсы, равномерно загружать людей. Благодаря его применению мы даже в кризис практически ни на день не останавливали строительные работы на своих объектах.
На мой взгляд, в «Жилстрое-2» подобралась, отличная команда, умеющая рационально и эффективно мыслить, организовываться и строить. Мы старались брать на работу и молодых специалистов, и опытных профессионалов. В результате у нас получился достаточно разумный коктейль из опыта, зрелости и молодости.
СТРОИТЕЛЬ
Люблю Харьков! Это мой город, здесь я родился, живу и работаю. Мне нравится отношение руководства города и области к нашему общему дому - Харькову. Он буквально расцвел фонтанами, восстановленными скверами, великолепной набережной, многочисленными клумбами, став гораздо чище, красивее и уютнее. В парках и дворах появились сотни новых детских площадок. Чувствуется, что эта власть относится к городу с любовью. Несмотря на бюджетные проблемы, продолжается ремонт городских улиц и тротуаров, качество дорог в последние годы резко улучшилось - это дорогого стоит. Я горжусь тем, что мой опыт востребован в исполкоме городского совета, членом которого я стал в прошлом году. Это дало мне возможность участвовать в принятии важных для Харькова решений и делиться накопленным опытом.
Профессию строителя считаю самой благородной, доброй и необходимой людям. Именно наша отрасль способна стать той спасительной ниточкой, которая выведет экономику из кризиса. Это доказал мировой опыт в 30-х годах в Америке и в разрушенной после войны Европе. Также за счет строительства произошел мощный экономический рывок в современной Азии. Я горжусь своей профессией. И если бы пришлось вернуть прошлое, снова выбрал бы её.
Из автобиографической книги Ю.Я. Кроленко
По материалам "Ассоциации Региональное строительство"