Анатолий Близнюк: Строить можем в 3 раза больше, был бы спрос
Закон дерегуляции на строительном рынке существенно облегчил жизнь застройщикам, но теперь нужно строго следить за обеспечением прав инвесторов. В Украине можно строить в 3 раза больше, но нет покупателей с платежеспособным спросом - это основная проблема. Об этом в интервью корреспонденту портала 3Doma.ua рассказал Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк.
Анатолий Михайлович, как прошла реорганизация Министерств?
Реорганизация двух Министерств: МинЖКХ и Минрегионстроя практически завершена. У нас произошло существенное сокращение штата. В министерстве теперь останется 393 сотрудника, а было более 500 человек. Но это не главное. Главное, чтобы была стратегия работы и четко расписанный функционал. Нужно пронимать, что мы хотим сделать и какие задачи решить. А под это подбирать персонал, способный решать задачи, поставленные перед министерством.
Последнее время Премьер-министр Николай Азаров довольно резко высказывается по поводу работы Министерства и критикует за недостаточные результаты внедрение Градостроительного закона. Как Вы к этому относитесь?
Я нормально воспринимаю объективную критику. Премьер говорит правильно о том, что мы приняли законы о дерегуляции, и здесь ни одного вопроса к министерству нет. Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" на самом деле революционный и прогрессивный. В целом Закон предусматривает уменьшение количества разрешительных и согласовательных процедур в строительстве (для инвестора с 32 до 9 процедур (шагов)), сокращение времени (с 416 до 60 дней) их прохождения и перечня необходимых документов. Проблемы с реализацией Закона возникают на уровне местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. И тут Николай Янович правильно заметил, что мы должны проследить за реализацией его в регионах.
Вы не так давно собирали губернаторов из регионов. Как они реагируют на нововведения?
Вы понимаете, это Закон и его выполнение не обсуждается. Другой вопрос: что мешает им при выполнении этих задач. Мы ведь прекрасно понимаем, что есть проблемы с бюджетом, не хватает средств на планирование территорий, генеральных планов, не хватает специалистов.
Какова ситуация с введением нового жилья и с недостроями? Их количество в этом году увеличилось?
На самом деле, статистика говорит об обратном. Количество объектов незавершенного строительства каждый год, начиная с 2005 года, уменьшается. В сравнении с 2010 годом, количество таких объектов сократилось на 3,87 %. При этом динамика уменьшения незавершенки прослеживается как в объектах жилищного строительства, так и в объектах промышленного строительства, объектах социальной инфраструктуры, инженерных сооружений и сетей.
Я докладывал Кабмину, что у нас в земле зарыто 820 млрд. грн, потраченных в то или иное время на незавершенное строительство. Но некоторые из этих недостроев начаты еще во времена СССР и нужно четко знать, что и с каким объектом нужно делать. Должен быть индивидуальный подход к каждой незавершенке.
Есть ли уже понимание, какая сумма будет потрачена в следующем году на строительную отрасль?
В среднем государство тратит на строительство 14%, но в этой отрасли страна слабый игрок. Ведь большинство строек возводятся с привлечением исключительно частных инвестиций, но сегодня определенная часть построенного жилья стоит нереализованной.
Да, вкладывать населению собственные средства в жилье логично, правильно, и действительно необходимо. Но, на сегодняшний день в стране четко наблюдается отсутствие платежеспособного спроса на недвижимость. Поэтому основная задача государства его возрождение, в том числе создание условий для наполнения рынка дешевым кредитным ресурсом для развития ипотечного кредитования под доступные для населения проценты.
С Нацбанком и правительством мы плодотворно сотрудничаем. Нацбанку мы предложили схему, при которой они смогут выделять средства под 3% годовых, и тогда со всеми платежами ипотека человеку обойдется максимум в 10%. Такая схема уже предложена и рассматривается. Но раскрывать детали пока рано.
Ожидание очередной волны кризиса дает толчок, хоть во что-то вложить, поэтому за неимением альтернативы, люди вкладывают в недвижимость. Сегодня прогнозировать кризис на рынке жилья я не могу. Но я понимаю, какие механизмы мы должны предложить, чтобы помочь государству и населению. Это и молодежное строительство, и социальное жилье и рефинансирование через Государственное ипотечное учреждение.
Как идет сотрудничество с коммерческими банками?
После кризиса 2008-2009 годов коммерческие банки ипотечное кредитование относят в разряд операций, которые содержат большие риски. Соответственно, ипотечные кредиты предлагаются население под невероятно большие процентные ставки, с требованием значительных дополнительных залогов и большим перечнем дополнительных документов.
Последнее время застройщиков часто проверяет Антимонопольный комитет. Участились внеплановые проверки. Это можно как-то объяснить?
Никаких указаний свыше о проведении внеплановых проверок строительных компаний, в том числе Антимонопольным комитетом, не существует. В то же время, уже давно пора навести порядок на строительном рынке. Сегодня более 53 тысяч организаций имеют строительные лицензии, при этом строят единицы.
Многие застройщики жалуются на то, что закон о дерегуляции, которого они так долго ждали, не действует.
Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" значительно упростил процедуру введения в эксплуатацию объектов строительства. Принятие в эксплуатацию объектов 1-3 категории сложности совершается путем регистрации соответствующей инспекцией на бесплатной основе поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации, дата регистрации которой есть дата принятия в эксплуатацию завершенного строительством объекта. Максимальный срок принятия в эксплуатацию теперь составляет 10 дней. В то же время, как я уже говорил, существуют проблемы с реализацией Закона на местах.
Тот, кто говорит, что ему тяжело, он говорит неправду. Либо не занимается, либо знает новых законов и правил.
Мы обязаны принимать жесткие меры для обеспечения мер, которые обезопасят наших граждан. И если кто-то из застройщиков не выполняет свои обязательства, то у нас должны быть способы контроля и наказания, если оно необходимо.
Если застройщик выполняет все требования, которые заложены в документации, то он без проблем может ввести дом в эксплуатацию.
Ситуация с изменениями в работе Бюро технической инвентаризации шокировала многих людей. Операции на рынке вторичного жилья прекратились. Вряд ли это позитивно скажется на рынке, как вы думаете?
Человек не должен быть в шоке. Сегодня БТИ единый монополист на рынке. Но это предприятие коммунальной собственности. Президент поставил задачу демонополизировать рынок.
А сейчас БТИ находятся в коммунальной собственности, поэтому никому не подчинялись и подчиняться не будут. Минрегион готовит законопроект о создании рынка услуг по проведению технических экспертиз и расчету инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Этот документ готовится для выполнения поручения Президента Виктора Януковича по "демонополизации" полномочий бюро технической инвентаризации (БТИ). Суть документа в том, что эти услуги гражданам смогут оказывать не только коммунальные конторы, но и частные структуры.
Частный предприниматель, проектные организации, институты и т.д. все могут делать планы и технические паспорта, но стоить их работа будет по-разному. Вот государство и дает людям право выбора. Они приходят к единому окну, сдают документы и там выбирают исполнителей. Когда документы готовы, один экземпляр обязательно отправляется в центральный депозитарий, чтобы был четкий реестр недвижимости. Это важно для налоговой, для нотариусов и т.д.
Вы не делайте из этого проблем. Людям нужно рассказать, что такая демонополизация – это в их интересах. Минрегион всего лишь поможет с сертификацией специалистов, которые будут делать технические паспорта.
Как обстоят дела с производством строительных материалов? Насколько велик импорт?
Сегодня более 80% строительных материалов, изделий и конструкций, которые используются в строительной отрасли – это продукция отечественных производителей.
За первое полугодие этого года импорт стройматериалов превысил экспорт на 2.1 млрд. грн, что равно показателю, который был достигнут за весь 2010 год. За 10 месяцев указанный показатель вырос еще больше и превышает 3,0 млрд. грн.
Кроме того, использование иностранных стройматериалов у подавляющего большинства связано не с отсутствием аналогов на украинском рынке, а с их стоимостью и свойствами, что также связано с недостаточной рекламой отечественной продукции. В качестве примера могу назвать металлоконструкции для строительства, которые экспортируются и импортируются на суммы свыше 1,0 млрд. гривен.
В настоящее время мы наводим порядок в сфере рыночного контроля. Законом Украины "О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции" и в соответствии с решением Правительства по определению государственных органов, на которые возложены функции осуществления рыночного надзора, Государственная инспекция архитектурно-строительного контроля должен осуществлять такой надзор за строительной продукцией: цемент, смеси, другие изделия строительного назначения. В настоящее время нами решается вопрос финансирования мероприятий рыночного контроля не только за счет государственного бюджета, а и из других источников, не запрещенных законодательством, в том числе проведение лабораторных исследований образцов продукции за средства ассоциаций производителей цемента и стройматериалов. Налаживание действенного контроля рыночной продукции на наш взгляд уже за первый год позволит снизить присутствие фальсификата на строительном рынке не менее чем в два раза.
Анатолий Михайлович, как Вы относитесь к результатам работы отрасли в этом году?
Строительная отрасль, которой я руковожу, может выполнить строительных работ в 3 раза больше, чем делает сейчас, но ведь никто не заказывает. А у нас есть все, есть специалисты, есть стройматериалы. Но платежеспособного спроса нет. И именно на это нужно сейчас направить усилия.
3Doma.ua