Присоединять новостройки к электросетям будут по упрощенной системе. Вот только неизвестно когда

Над законопроектом об упрощении порядка присоединения новостроек к электрическим сетям совместно с чиновниками из Минрегиона и Минэнергоугля сегодня работают четыре экспертные организации. Документ должен быть готов в течение первого квартала 2016 года.

Как рассказала эксперт проекта Easy Business Лариса Гавриленко, первый из актуальных законопроектов, который предлагал упростить процедуру подсоединения к электросетям, появился в ноябре прошлого года. Он предусматривает ряд норм, в частности, застройщик должен уплатить городу паевой взнос, а также за собственные средства построить инфраструктуру, провести и подключить электросети и затем безвозмездно передать все это монополистам.

Эксперты уверены, что данный законопроект требует усовершенствования, и поэтому за его разработку взялась рабочая группа из числа специалистов проектов Easy Business, USAID LEV, BRDO и Реанимационного пакета реформ, сообщили СтройОбзору в ABCnews. 

Модель BRDO

Как рассказывает руководитель направления "Энергетика" BRDO Алексей Оржель, BRDO подключился к вопросу энергоснабжения два месяца назад, присоединившись к рабочей группе Минрегиона, МЭРТ и других ведомств.

В целом, BRDO предлагает использовать такие инструменты реформирования системы подключения к электросетям:

  • Договор-оферта на присоединение к электросетям по электронной почте.
  • Публичный договор-оферта на поставку электроэнергии по электронной почте.
  • Подача пакета документов на подключение по электронной почте.
  • Упрощение требований к подаче ситуационного плана, возможность подачи электронных файлов с планами местности, которые доступны в открытых источниках.
  • Если будет реализована концепция BRDO, официальная стоимость подключения уменьшится на 7,6%, подсчитали в организации.

Модель Easy Business

Эксперты организации предлагают взять за основу модель, успешно зарекомендовавшую себя в Грузии.

В своей модели эксперты Easy Business предлагают следующие изменения:

  • Заказчиком строительства или реконструкции электросетей и оборудования может выступать только энергопоставляющая компания.
  • Подключение потребителей к электроэнергии для энергопоставляющей организации является обязательным на территории ее энергетической ответственности.
  • Энергопоставщик несет финансовую ответственность за сроки подключения.
  • Установление единого тарифа на присоединение к электросетям.
  • Благодаря этим и другим шагам, уверен Сергей Петров, сроки подключения сократятся до 116 дней.

Модель USAID LEV

"Благодаря модели, разработанной USAID LEV, Украина поднимется с текущего 83 места в общем зачете на 71, уверены. По показателю "подключение к электросетям" Украина сможет подняться со 137 на 57 место", – говорит эксперт программы USAID LEV Дмитрий Боярчук

По его словам, среди ключевых процедурных моментов, – например, сократить всю процедуру подсоединения с сегодняшних 263 дней до 120.

"Также важно решить земельный вопрос, т.е. разработать повсеместно ДПТ, что тоже сделает процедуру подключения более прозрачной. Для практического использования ДПТ предлагается подключить систему к Google Maps – таким образом каждый желающий сможет посмотреть, где есть свободные мощности, где и каким образом можно продолжить электросети, где есть подстанции и т.д", – отмечает эксперт.

В целом, USAID LEV выступает за такие принципы:

  • Стоимость подключения определяется на основе стоимости единицы мощности и с учетом расстояния до ближайшей точки подключения соответствующей мощности.
  • Стоимость должна распределяться между заказчиком и энергоснабжающей компанией.
  • Развитие электросетей должно происходить за счет инвестпрограмм, которые готовят электроснабжающие компании на периодической основе; они публичны и доступны для общественности.
  • Отношения должны урегулироваться в форме, которая максимально сокращает персональный контакт между заказчиком и исполнителем (в электронной форме).
  • Сроки выполнения должны быть четко очерчены на этапе заказа мощности (максимальные сроки определены в законе).
  • За нарушение пороговых сроков накладываются четко определены санкции.

Модель Реанимационного пакета реформ

Свое видение решения проблемы выработали и в РПР. Старший экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин озвучивает такие принципы предлагаемой РПР реформы:

  • Тариф на подключение должен быть сбалансированным, он должен быть справедливым для инвесторов, покрывать издержки облэнерго. Это означает, что официальный тариф на подключение должен быть повышен.
  • Тариф должен быть просчитан институцией, к которой есть доверие со стороны как инвесторов, так и облэнерго, ведь сейчас регулятор не совсем независимый.
  • До момента окончания реформы тариф может рассчитываться регулятором, но проверяться структурой, к которой будет доверие участников рынка, например, международной аудиторской компанией.
  • Расчет тарифа должен быть простым и понятным.
  • Важно, чтобы у инвесторов была уверенность по тарифам и строкам, для чего нужны предохранители в виде штрафов и санкций, чтобы хотя бы снизить вероятность некачественного или несвоевременного подключения.

Итог

Свой законопроект должен предложить и Кабмин. Каким в итоге окажется документ, который будет регулировать такую важную часть строительной отрасли, никто на рынке пока не знает.

Но если удастся пролоббировать законопроект, вносящий радикальные изменения в действующую систему подсоединения к электросетям, энергопоставщикам дадут отсрочку в год, чтобы они успели перестроить свою работу.

По словам старшего экономиста Центра экономической стратегии Марты Кузьмин, во всяком случае РПР будет поддерживать ту финансовую модель, которая если и не учтет все факторы, то будет понятной и интуитивной.