Покупки натощак: эксперты проанализировали обеспеченность ТЦ Киева заведениями общепита

За последние пять лет объем рынка качественных торговых центров Киева увеличился более чем на 60% - до 801 тыс. кв. м.

Исследование качественных торговых центров Киева на предмет обеспеченности заведениями общественного питания и соответствия этих показателей международным стандартам провели в компании JLL.

Как рассказала СтройОбзору аналитик компании JLL (Украина ) Марьяна Супчан, в международной практике чаще всего используют два типа показателей обеспеченности торгового комплекса объектами общественного питания – в зависимости от количества “кухонь” (заведений) в торговых центрах разного масштаба и исходя из доли от арендопригодной площади, занимаемой заведениями общепита.

При первом подходе принимается во внимание необходимое количество кухонь в торговых центрах в зависимости от типа торгового комплекса. Этот показатель варьируется от 4-6 для небольших объектов до 10-15 для суперрегиональных центров.

Среди районных и окружных торговых центров Киева около 60% объектов не удовлетворяют данному критерию, среди региональных – около 20%, тогда как в суперрегиональных и специализированных торговых центрах количество кухонь в большинстве случаев превышает установленные критерии.

Согласно другому подходу, основанному на доле кафе и ресторанов, а также операторов фуд-корта и заведений самообслуживания от площади торгового центра, оптимальным для классических ТЦ уровнем считается около 5-7%. Данному критерию соответствует порядка 20% качественных торговых центров Киева. Еще примерно в четверти объектов доля арендопригодной площади, приходящаяся на заведения общепита, превышает 7%. В большей степени это характерно для небольших торговых комплексов, расположенных в спальных массивах. Чуть более половины ТЦ Киева не соответствуют минимальному показателю доли заведений общепита от площади ТЦ.

"Заложенные при создании нового торгового центра решения влияют на экономические показатели деятельности объекта в дальнейшем. Безусловно, исправление ошибок концепции на этапе проектирования менее затратное, чем в процессе эксплуатации. Поэтому для девелопера на начальном этапе желательным является соответствие обоим критериям обеспеченности объектами общественного питания, - прокомментировала руководитель отдела торговых площадей компании JLL (Украина) Екатерина Весна. – Для стандартного торгового центра недостаточность или даже превышение любого из критериев может свидетельствовать о неоптимальном выделении площадей под заведения общепита".

Превышение одного или даже двух критериев возможно в случае, если это оправдано локацией объекта, окружением, целевой аудиторией и концепцией. Например, это возможно для районного или окружного торгово-развлекательного центра, расположенного в спальном районе, где в пешей доступности отсутствуют заведения общественного питания, или в объектах вблизи рекреационных зон, транспортных узлов. При создании объекта, нацеленного на предоставление расширенного предложения кафе и ресторанов, также возможно превышение указанных критериев.

"В условиях усиления роли заведений общественного питания как одного из важных элементов притяжения и удержания посетителей в торговом комплексе возрастает необходимость грамотного планирования состава представленных в торговом центре кафе и ресторанов, операторов фуд-корта и заведений самообслуживания. Качественные проекты должны привлекать разнообразные “кухни”, интересные современные концепции, которые будут соответствовать запросам  аудитории проекта по формату и цене, при этом площадь, которая отводится под заведения питания, должна рассчитываться с учетом предполагаемого спроса и посещаемости торгового объекта", - подытожила Екатерина Весна.