Анализ нормативно-правовых актов, вступивших в действие в 2017 году

Законодательные изменения в строительной отрасли, которые вступили в силу в 2017-м году, так или иначе отразились на работе застройщиков.

Как оказалось, некоторые из них имели сильное влияние, другие – чуть меньше, а были и такие, которые вообще, для определенной категории строителей прошли незамеченными.

Так, 10 июня 2017 года вступили в силу изменения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» №1817-VIII. Основные изменения, которые несет данный Закон – это переход от 5 категорий сложности до 3 классов последствий. Таким образом, объекты I и II категории «превратились» в объекты с незначительными последствиями – СС1, объекты III и IV категории стали объектами со средними последствиями – СС2, а объекты V категория стали объектами со значительными последствиями – СС3.

Как рассказал СтройОбзору руководитель департамента разрешительной документации девелоперской компании UDP Александр Дидык, крупные застройщики практически не заметили изменений, которые внес закон, потому что их объекты чаще всего относились к IV и V категории сложности (СС2 и СС3), и, кроме изменения терминологии, в процессе получения разрешительной документации для них ничего не изменилось.

«Однако, для застройщиков, которые возводят жилые дома выше 4 этажей и объекты, на которых постоянно находятся более 50 человек, значительно усложнились разрешительные процедуры при проведении архитектурной и строительной деятельности: для них стала обязательной экспертиза проекта строительства, получение разрешения на проведение строительных работ. К тому же – ввод в эксплуатацию теперь будет выполняться путем получения сертификата соответствия», - объяснил нам Александр Дидык.

Единственным упрощением разрешительной процедуры, по его словам, является то, что подготовительные работы на всех объектах и ​​строительные работы на объектах с незначительными последствиями могут выполняться только на основании уведомления органа государственного архитектурно-строительного контроля.

Определенные последствия этого закона Александр Дидык видит также в том, что по упрощенной разрешительной процедуре могут возводиться только жилые дома не выше 4 этажей.

Стоит отметить, что закон отнимает у сельских, поселковых и городских советов часть полномочий, которую они получили в результате децентрализации. «Таким образом, государственный архитектурно-строительный контроль относительно объектов, которые ранее относились к III категории сложности (теперь входят в класс последствий СС2) выполняет снова ГАСК», - говорит Александр Дидык.

Законопроект №7084 напрямую лоббирует интересы монополистов – Лилит Хачатрян

Последствием закона, по его словам, стало то, что теперь главный инспектор строительного надзора (фактически - ГАСК) может отменить градостроительные условия и ограничения, выданные соответствующим органом градостроительства и архитектуры (фактически - местный орган самоуправления). «В результате отмены ГСУиО может быть аннулировано разрешение на проведение строительных работ», - говорит Александр Дидык.

Еще одним важным моментом, на который стоит обратить внимание, является и то, что теперь экспертизу проектов строительства могут проводить саморегулируемые организации в сфере архитектурной деятельности, а экспертиза проектов строительства, сооружаемых за государственные и коммунальные средства, не обязательно проводится экспертной организацией государственной формы собственности.

Обращает внимание Александр Дидык и на то, что ст. 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» дополнено перечнем оснований для проведения внеплановой проверки органами государственного архитектурно-строительного контроля. «Однако приведенный перечень не только не конкретизирует основания проверок, но и увеличивает их количество», - говорит он.

Обеспечить защиту прав пострадавших инвесторов в строительстве нужно законодательно – Лев Парцхаладзе

С этого года также подлежит лицензированию хозяйственная деятельность по строительству объектов архитектуры, которые по классу последствий относятся к объектам со средними и крупными последствиями. «То есть, все строительные компании, которые ранее выполняли работы на объектах III категории сложности без лицензии, теперь должны ее получить», - объясняет Александр Дидык.

Еще одним новшеством 2017 года стало то, что снос зеленых насаждений и вынос инженерных сетей застройщик может выполнять на основании права на земельный участок и уведомления соответствующего органа государственного архитектурно-строительного контроля о начале выполнения подготовительных работ.

Обращает внимание Александр Дидык и на вступивший в силу с 1 января 2017 года Порядок привлечения, расчета размера и использования средств долевого участия заказчиков в развитии инфраструктуры города Киева, утвержденный решением Киевского городского совета от 15 ноября 2016 года №411/1415.

Приняты новые законодательные инициативы в сфере градостроительства – официально

«Застройщики возлагали на него большие надежды, потому что он был призван избавить от многих недостатков своего предшественника, принятого еще во времена Леонида Черновецкого. Революционной стала норма об исключении паркингов из перечня объектов, при строительстве которых застройщики должны оплатить долевое участие. Кроме того, в соответствии с Решением Киевгорсовета действует «скидка» 50% для тех застройщиков, которые оплатят долевое участие в 2017 году», - говорит эксперт.

Однако, по его словам, кроме отчетливо позитивных изменений, которые зафиксированы в новом Порядке, документ содержит ряд преднамеренно или в спешке недоработанных норм, которые значительно усложняют застройщикам жизнь.

«Порядок действительно очень упростил методологию расчета долевого участия, однако местами это выглядит именно как формальные попытки депутатов формулу, понятную для ученика 11 класса упростить до уровня 3 класса, не избавившись от тех недочетов, которые действительно влияют на ведение бизнеса. Например, Департамент экономики и инвестиций КГГА в нарушение Порядка продолжает начислять застройщикам долевое участие за проезды в паркингах, которые могут составлять до 50% их общей площади», - добавляет Александр Дидык.

Источник: СтройОбзор