Как строился Харьков. Мосты (часть I)

На днях в Харькове после ремонта открыли Коммунальный мост. Работы на объекте проводили четыре года, и сегодня некоторые из них еще продолжаются: устанавливаются отбойники, монтируется иллюминация и прочее. 

Но мы вспомним другие мосты Харькова – как они строились и какие истории с ними связаны.

ЛОПАНСКИЙ МОСТ

Этот мост – один из самых старых в Харькове. Он расположен в начале Полтавского Шляха.

Как и многие сооружения того времени, а мы говорим о 18 веке, мост был построен из дерева. Регулярные половодья не оставили и следа от первого моста. Такая же участь постигла и все последующие мостовые переходы, которые были построены на этом месте.

В конце 18 века решили, что мост все же должен быть каменным. Планировалось, что на его возведение направят 3,5 тыс. рублей. Но не только в наше время из-за финансовых проблем возникают долгострои. Довести конструкцию до ума не могли долгое время. А тут еще и очередное половодье, которое прорвало плотину на правом берегу Лопани и спровоцировало обрушение каменного свода и одной из стен строящегося моста. В конечном итоги стоимость работ увеличилась почти в 7 раз – до 20 тыс. рублей. А мост остался деревянным… 

Можно сказать, что мост ремонтировали от случая к случаю: или в связи с приездом знатных гостей в город (именно так было, когда через Харьков проезжала Екатерина-II), или после очередного разлива реки.

Появление нового железного Лопанского моста (было это в 1883 году) связано со строительством в городе конки. По заключенному между городом и Обществом харьковских конно-железных дорог контракту, возведение железного моста на каменных опорах через Лопань производилось взамен на право эксплуатации конки.

Конструкция моста пострадала в годы войны, в 40-х. Полностью его реконструировали и восстановили ближе к 60-м годам прошлого века. А для удобства горожан, на время проведения ремонтных работ, рядом соорудили временный мост.

КУПЕЧЕСКИЙ МОСТ

Не будем ходить далеко и после Лопанского моста пройдемся к Купеческому. Он проходит через реку Лопань, соединяя Соборный спуск и площадь перед Благовещенским собором.

Кстати, Лопанский мост называют еще Большой Лопанский, а Купеческий окрестили как Малый Лопанский. Но вернемся к строительству.

Мост построили уже в 20 века, а точнее в 1909 году. Естественно, мы говорим о современной конструкции. На самом же деле мостовые переходы на этом месте были и до 20 века. Но мы уже знаем, что непрочные деревянные конструкции не могли выдержать всей нагрузки.  А новый мост был железный, на каменных опорах.

Еще в те времена мост был признан одним из самых крепких. На прочность его решили проверить сразу. А было этот так: перед официальным открытием по мосту пустили два трамвая (восемь вагонов), заполненные пассажирами и 26 ломовых повозок, груженных углем, а на тротуарах выложили тысячи кирпичей. В результате мост выдержал нагрузку вдвое большую, чем было предусмотрено проектом. Позже проверку повторили. Во время исследования по мосту пустили 12 груженных песком самосвалов, каждый весом 20 тонн.

И хотя во время войны мост также частично пострадал, но все же смог устоять и доказать свою крепость. За всю историю своего существования мост ни разу не перестраивали, а только реконструировали.

ХАРЬКОВСКИЙ МОСТ

Этот мост соединяет центр и Московский проспект и проходит над рекой Харьков (собственно, поэтому и носит такое название). В книгах об истории нашего города точная дата появления этого моста не указывается. Но известно, что во второй половине 18 века уже были письменные свидетельства существования моста. Первоначально здесь планировали построить каменный мост, но эту идею отложили в долгий ящик. А вместо каменного через реку был построен деревянный мост.

«К строительству по «мостовой повинности» привлекались работники из Харьковского, Хотомлянского и Липецкого коммисарств. Работы были тяжелые, людей мало, сменялись они редко, наблюдались проблемы с продовольствием, так что работники часто убегали при первой же возможности», - указано в книге «Харьков. Его прошлое и настоящее».

Но что такое деревянный мост, особенно такого масштаба и при постоянных разливах реки. Конструкция постепенно проседала. Мост постоянно ремонтировали и обновляли, укрепляли берега. А однажды, при сильном наводнении, он и вовсе был почти снесен.

И только в 1901 году тогдашней городской власти наконец удалось возвести на этом месте новый железный мост на каменных опорах.

По мосту проходила линия конки, а затем был пущен трамвай. В годы войны мост и трамвайные пути пострадали, но после освобождения города движение трамваев по мосту было восстановлено. А спустя пять лет открыта троллейбусная линия.

А вот такой мост, каким мы его знаем сейчас, был построен уже в 1954 году. Конструкция была выполнена из железобетона и украшена скульптурными группами на гранитных постаментах, расположенных на западном берегу.

Источник: СтройОбзор