В Киеве анонсированы к открытию 32 бизнес-центра

Бизнес-центр

По итогам первого полугодия 2021-го совокупная арендная площадь профессиональных объектов в Киеве составляет чуть более 2 млн. кв. м.

Как сообщили СтройОбзору аналитики компании UTG, в структуре предложения по площади класс А занимает 25%, В и С – 75%.

Порядка 52% офисных помещений введены в эксплуатацию до 2010 года и на сегодняшний день морально и технически устарели. Поэтому несмотря на перманентные локдауны, наблюдается интерес инвесторов и девелоперов к рынку офисной недвижимости – с середины 2020 года активно реанимируются замороженные и отложенные проекты. Устаревшие торговые центры, гостиничные комплексы, предприятия и фабрики реконструируют в офисную недвижимость.

На разных стадиях строительной готовности сегодня находятся и анонсированы к открытию в 2021-2022 годах 32 бизнес-центра общей GLA 668 868 кв. м (без учета крупномасштабных объектов).

На июнь 2021 года стоимость аренды за 1 кв. м/месяц в классе А составляла $20-25 без учета НДС, OPEX, КП и коэффициентов BOMA, в классе В и В+ – $16-20.

За счет выхода нового предложения растет вакантность. Так, в бизнес-центрах класса А она составляет 10%, в бизнес-центрах класса В, В+ – 10-15% с тенденцией к увеличению.

С конца 2020 года сохранилась тенденция к уменьшению арендуемых площадей. Усилилась тенденция к аренде полностью готовых офисных помещений, «под ключ», включая полностью оборудованные рабочие места. Более мелкие и средние арендаторы (особенно те, кто не готов вкладывать деньги в ремонт, улучшение, меблировку помещений) рассматривают альтернативные варианты для смены офиса. 

«Наблюдается высокий спрос на офисы формата open space без замысловатого ремонта, в пешей доступности от метро, в районе с развитой инфраструктурой. Кроме того, одной из желаемых опций арендаторов являются стоянки для велосипедов и электротранспорта, а также возможность принять душ. Новой нормой становятся гибкие офисные пространства, адаптированные под гибридный формат работы,который позволяет сотрудникам совмещать удаленную работу из дома с пребыванием в офисе. Основной потребитель сегодня – это представители IT-сектора. Для них привлекательны адаптивные офисы: много проектов и работает команда на 200 человек – нужен большой офис, мало проектов и команда сократилась до 50 – небольшой», – прокомментировал управляющий партнер UTG Offices Владимир Гелюта.