UDP за эффективные реформы и европейский опыт в вопросе регистрация прав на недвижимость в Украине

21 мая 2015 в Киеве состоялся круглый стол «Регистрация недвижимости в Украине: как побороть коррупцию?» на котором активно обсуждались пути реформирования системы регистрации прав на недвижимое имущество, представленной ​​на днях Министерством Юстиции Украины.

К сожалению, выбранная схема улучшения системы регистрации не приведет к повышению ее эффективности, а лишь увеличит уровень коррупции на местах. Такую точку зрения высказали участники круглого стола, среди которых был и Александр Дидык - начальник отдела согласований компании UDP.

Бизнес-сообщество, а это представители компаний, связанных в своей повседневной деятельности с вопросами регистрации прав на недвижимость, предложило Минюсту осуществить реформу путем разделения функции регистрации прав на недвижимость на две составляющие и закрепить их выполнения за различными субъектами. Прием документов, по мнению экспертов, должны осуществлять в так называемых «front office», тогда как непосредственно регистрацию объектов должны осуществлять в «back office» (сейчас эти функции сведены). Функции «front office», по мнению сообщества, должны быть переданы частному сектору - нотариусам и банковским учреждениям. Тогда как непосредственно регистрационную процедуру должно выполнять государство - в лице государственных регистраторов («back office»). Такая модель успешно работает во многих странах мира, поэтому Украине, по мнению участников круглого стола, стоит только воспользоваться ею. «В развитом мире об эффективности работы системы регистрации судят исходя из того, насколько частный бизнес привлечен к работе в ней», - отметил Джаба Эбаноидзе, ведущий эксперт Международного центра реформ.

В Украине изменят правила регистрации недвижимости

Эксперты советовали и приводили веские аргументы по внедрению системы «front office» и «back office», тем более, что возложение функций на «front office» не будет стоить государству ничего, наоборот - уменьшит социальное напряжение и сэкономит бюджетные расходы.

Также был предложен действующий механизм избрания регистраторов по «принципу рулетки», который поможет избежать момента сговора между «front office» и «back office»: человек, который принимает документы, не будет иметь никакого представления, к кому из государственных регистраторов попадут документы.

Но МинЮст выбрал другой путь, приняв решение объединить функции "front office» и «back office», с их местным органам власти, мотивируя свое решение невозможностью побороть коррупцию самостоятельно и надеждой, что это удастся сделать на местах.

Участники круглого стола твердо убеждены, что достигнутый результат будет обратным. «В истории Украины уже был опыт передачи функции регистрации прав на недвижимое имущество на места. И ничего из этого не вышло. Если мы  сделаем это снова, то где гарантии того, что в каждом населенном пункте это будет осуществляться профессионально и одинаково по всей стране? Фактически предлагается сконцентрировать регистрацию в одних руках и при этом побороть коррупцию. Это невозможно. Коррупцию можно побороть только, позволив конкуренцию», - конкретизировал Александр Дидык.