Украинским компаниям уже сейчас нужно готовиться ко второй волне экспорта в Европу - эксперты
После подписания Соглашения об Ассоциации украинский экспорт в ЕС за два месяца односторонних преференций режима свободной торговли (май-июнь 2014 года) вырос на 25% в долларовом эквиваленте по сравнению с 2013 годом. В четвертом квартале 2014 года, из-за военных действий в зоне АТО, в росте поставок украинских товаров за границу наметился спад, однако международные эксперты прогнозируют вторую волну украинского экспорта в ближайшие месяцы.
О том стоит ли ее ждать и как к ней подготовиться СтройОбзору рассказали эксперты - председатель правления «Progress Holding LLC» в Варшаве Богдан Адамович, партнер компании Atlas Advisers Иван Калинин и директор департамента маркетинга маркетингового бюро «Monya Gets» Ольга Усенко.
Эксперты сходятся во мнении, что вторая волна украинского экспорта на рынки ЕС вполне вероятна. Условия остаются благоприятными: действие преференций для украинских товаров было продлено до конца 2015 года, а правительство ведет переговоры по увеличению квот. Но есть и проблемы: военные действия на территории Украины продолжаются, а реформы, призванные приблизить экономику к европейским стандартам, идут медленно. В этой ситуации многое зависит от самого бизнеса. «Ситуация в экономике сегодня непростая, но в некоторых отраслях, например АПК, наметились точки роста. Конкурентным преимуществом украинских товаров является высокое качество при низкой себестоимости. Для успешного выхода на рынки Европы украинским бизнесменам необходимо усилить контроль качества и ликвидировать пробелы в маркетинге, разрабатывать англоязычные торговые марки, проводить быстрые исследования рынков, учитывать специфику потребителей из других стран. Эти задачи вполне решаемы за 2-5 месяцев», отмечает Иван Калинин.
По словам Богдана Адамовича, украинские компании должны форсировать выход на международные рынки: «Чтобы эффективно использовать инвестиции после преодоления кризиса, украинские компании уже сегодня, несмотря на трудности, должны выходить на европейские рынки. Украинскому бизнесу выгоднее сегодня стоять на двух ногах – одной в Украине, а другой в Европе».
В успешном продвижении в Европу украинским компаниям поможет грамотное использование инструментов международного маркетинга. При этом предприниматели могут воспользоваться как опытом других стран, так и своих коллег, которые уже вышли на европейские рынки. Таких компаний не так уж и мало - в 2014 году Украина экспортировала практически во все страны Евросоюза, причем увеличила экспорт в такие государства, как Великобритания, Испания, Кипр, Словения, страны Балтии. Украинский экспорт представляли сельскохозяйственные, машиностроительные, ювелирные компании, а также производители кондитерских товаров и алкогольных напитков.
«Многие говорят, что наша экономика еще не готова к европейским рынкам. Но еще в 60-х годах ХХ в. Александр Гершенкрон сформулировал теорию о преимуществах «отсталости». По ней «отсталые» экономики имеют возможность быстрого развития за счёт заимствования технологий у более развитых экономических систем, и в результате перескакивать целые стадии развития. В вопросах выхода на европейские рынки наши компании могут воспользоваться этой теорией, главное – не бояться мифов о сложности сотрудничества с Евросоюзом», комментирует директор департамента маркетинга маркетингового бюро «Monya Gets» Ольга Усенко.
По словам эксперта, перед выходом на рынки ЕС предпринимателям необходимо провести маркетинговые исследования, которые покажут потенциальный объем рынка, потребительские предпочтения, уровень и тип конкурентности, различия в политике ценообразования, эффективность каналов коммуникации, а также выявят культурные различия, которые могут помешать продвижению товара в Европе.
«Компания, которая хочет продавать свои товары в Европу, должна ответить на два вопроса:
Существует ли рынок для данного продукта в конкретной стране ЕС? 2. Какие шаги нужно предпринять, чтобы адаптировать продукт к зарубежному рынку?», рассказала Ольга Усенко.
По ее мнению, украинские экспортеры могут использовать стратегии стандартизации или дифференциации. Плюсы стандартизации заключаются в том, что на разные рынки продвигается один и тот же продукт, под одинаковым именем, в одинаковой упаковке и т.д. Существенным преимуществом стандартизации является возможность конкурировать за счет низкой цены, т.к. производитель существенно экономит на затратах.
Источник: СтройОбзор