Доходные дома Харькова

Сегодня в Харькове можно насчитать десятки, а то и сотни старых зданий, которые в свое время выполняли функции так называемых доходных домов, а простыми словами – многоквартирных жилых домов, которые строили специально для сдачи квартир в аренду.

Как правило, каждый дом имел свое уникальное архитектурное исполнение. Владельцами таких домов были и частные лица, и различные организации. Впрочем, как и арендаторами. Первые этажи здания были коммерческими, остальные – жилые. Первые доходные дома начали появляться в Харькове в середине 19 века, а уже в начале 20-го в нашем городе насчитывалось свыше двухсот доходных домов на всех стратегически выгодных улицах города, в особенности на Сумской, передает СтройОбзор.

ДОМ «САЛАМАНДРЫ»

Наверное, самым известным из подобных домов в Харькове остается бывший доходный дом страхового общества «Саламандра», украшенный ящерицами-саламандрами, которые, по легенде, охраняют здание от огня.

«Дом, сооруженный в неоклассическом стиле по проекту известного петербургского зодчего Н.Н. Веревкина, был обеспечен прогрессивными для начала ХХ века видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш», - так описывают это здание в «Путеводителе по Харькову».

История этого дома началась в 1914 году, когда всероссийское страховое общество "Саламандра" объявило масштабный конкурс архитекторов, по эскизу которых должны были возвести доходный дом. Но в конечном итоге для строительства был выбран проект архитектора Веревкина, который, кстати, и вовсе не участвовал в этом конкурсе.

Одна из самых известных историй, связанных со строительством Дома «Саламандры», повествует о том, как рабочим удалось продолжать работы, несмотря на морозные зимы в городе. Так, было создано «искусственное лето» - был натянут гигантский брезент и расставлены на стройке десятки буржуек.

Говорят, что рабочие трудились на совесть и каждую субботу получали за это дополнительный рубль от генподрядчика, который заезжал с проверкой. Если шеф не благодарил строителя, для последнего это было настоящим позором и даже могло означать, что его скоро могут лишить работы.

Дом был построен спустя два года. В 6-этажном здании размещалось 64 квартиры. Но уже после революции здесь находились учреждения, подчиненные совету народного хозяйства УССР, а сам дом именовали Домом трестов. Сейчас здание вновь стало жилым, а огромные квартиры превратились в коммуналки.

ДВОРЕЦ ТРУДА

В начале века (а именно в 1916 году) нынешний известный всем харьковчанам Дворец Труда строился страховым обществом как доходный дом.

Необычным здание для того времени считалось также из-за того, что, благодаря внутреннему двору, являлось транзитом между нынешней площадью Конституции, улицей Квитки-Основьяненко и площадью Павловской.

"Шестиэтажное здание с тремя внутренними дворами, построенное в стиле неоклассицизма. На первом этаже магазины, на остальных – большие шести - и восьмикомнатные квартиры. Трапециевидное в плане здание наряду с лицевыми имело два "внутренних" корпуса, что и обусловило появление трех внутренних дворов – двух крайних глухих и центрального с выходами на Николаевскую площадь (ныне пл. Конституции) и в Горяиновский переулок (ныне ул. Квитки-Основьяненко). Жилые помещения верхних этажей получили коридорно-секционную планировку, лестничные клетки были удобно расположены в углах и посредине каждого из корпусов в боковых дворах. В центральном дворе, вокруг которого намечались помещения пассажа, не было входов на лестницы", - так характеризовали грандиозное строение в архивных документах.

В свое время это здание было ярким примером сочетания жилой и торговой функций в доходных домах.

После революции в здании разместились Народный комиссариат труда и Всеукраинский Совет профессиональных союзов. Здание стали называть Дворцом Труда. И сегодня жилая функция полностью вытеснена коммерческой, все верхние этажи здания заняты офисами.

ДОХОДНЫЙ ДОМ ПИОТРОВСКОГО

Следуя далее по площади Павловской, мы подходим к зданию БТИ или бывшему Доходному дому Пиотровского.

В 1911-ом купец Адам Игнатьевич Пиотровский решил построить доходный дом в не менее доходном месте – на Торговой площади 4, где часто проходили ярмарки и различные городские массовые мероприятия.

Проект был заказан харьковскому городскому архитектору Борису Николаевичу Корниенко (1871 – 1916). Но тут история дома, который должен был выполнять функции доходного, обрывается – после революции 1917 года здание приспособили под Дом колхозника с гостиничными номерами, столовой и общественными помещениями.

«Доходный дом Пиотровского представляет собой краснокирпичный четырехэтажный г- образный асимметричный периметр с оштукатуренными внешними фасадами, скошенным внешним углом и эркером в центре», - описывают дом в энциклопедии о Харькове.

В послевоенное советское время в виду массовых разрушений в городе здание бывшего Дома колхозников приспособили под центральный почтамт, который после восстановления основного здания на Привокзальной площади трансформировался в почтовое отделение, которое действовало здесь вплоть до обретения Украиной независимости. За это время был проведен ряд реконструкций исторического здания. После реконструкции 1992-го здание отдали Харьковскому бюро технической инвентаризации, а часть первого его этажа приспособили под коммерческие цели.

Последние несколько лет здание находится на реконструкции, сроки окончание которой неизвестны.

ДОХОДНЫЙ ДОМ СЕЛИВАНОВА

Но вернемся в нагорный район. В этот раз – на Пушкинскую. Последние пару лет в центре скандала находился дом под номером 19 – бывший Доходный дом Селиванова – на крыше которого появилась самовольная пристройка.

В 1907 году купец Петр Максимович Селиванов начинает строительство доходного дома в три этажа с мансардой в стиле украинского модерна по проекту харьковского архитектора Александра Марковича Гинзбурга, ставшего визитной карточкой зодчего.

«Внутренние интерьеры строения продуманы с той же тщательностью, как и внешние — изящные консоли меж этажных перекрытий, винтовая лестница треугольной формы, каждая ступень которой просчитана индивидуально, покрытые растительным орнаментом балясины, маскароны лестничных площадок», - такое описание получил в свое время дом Гинзбурга.

«После сдачи в эксплуатацию изящная архитектурная жемчужина превратилась в официальную резиденцию сначала музыкальных курсов Соловьева (с 1913), а затем Фармацевтического общество Харькова, которые занимали часть площадей на верхних ярусах. Благодаря удачным проекту и угловому месторасположению на первом его в то же время этаже шла бойкая торговля бакалейными товарами, галантереей и пивом. Такое положение дел, принося хозяину немалый доход, сохранялось вплоть до вооруженного большевицкого переворота 1917 года», - так пишут об истории дома в «Путеводителе по Харькову». 

В советское время здесь находился экспериментальный химико-фармацевтический институт. Позже – верхние этажи стали жилыми, а первый работал в качестве продуктового магазина.

Долгое время задние находилось в плачевном состоянии. Несколько лет назад в доме провели реставрацию. Но не тут-то было – пару лет назад на здании появилась незаконная пристройка, которая испортила общий вид известного архитектурного шедевра Александра Гинзбурга.

ДОХОДНЫЙ ДОМ УТКИНА

Повернем на улицу Гоголя и пройдем до Зеркальной струи. Здесь расположился Доходный дом Уткина.

Пятиэтажное здание на Мало-Сумской было построено в 1903 году. Харьковский рантье Михаил Константинович Уткиных для воплощения в жизнь проекта доходного дома нанял одного из ведущих местных архитекторов – Бориса Николаевича Корнеенко.

«Пятиэтажное с мансардой и цоколем здание красного кирпича с характерным богато украшенным фасадом и южной круглой башней-пристройкой украшает собой северную часть красной линии застройки (цокольная пристройка выступает за ее границу) улицы Гоголя в Харькове напротив Театра русской драмы им. А.С. Пушкина, на фоне которого его выделяет изящество классических элементов рукой мастера удачно вписанных в эклектический стиль коммерческого объекта начала ХХ столетия», - так описывают строение в учебнике по архитектуре Харькова.

После революции 17-го Михаил Константинович был вывезен из Харькова. Все советское время здание использовали для размещение различных административных учреждений.  Проведенная в 2010-х реконструкция вернула доходному дому под №11 на улице Гоголя прежний облик.

ДОХОДНЫЙ ДОМ ПИТРЫ

Миновав Зеркальную струю, мы выходим на улицу Чернышевскую, где на углу с улицей Петровского, ныне переименованной в улицу Ярослава Мудрого, находится Доходный дом Питры. В 1913 году, выкупив три участка земли, здесь решил построить жилой четырехэтажный дом с мезонином архитектор Владимир Покровский. 

Здание он возводил для себя, потому на яркие детали романтического варианта стиля модерн (угловой эркер со шпилем, высокие декоративные щипцы крыши) не поскупился. Покровский планировал жить с семьей в квартире на 2-м этаже, сдавая остальные в аренду, однако не осилил строительство финансово. В недостроенном виде здание было заложено в Полтавский земельный банк и позднее продано дворянину Питре.

«Четырехэтажный дом с мезонином отличался от остальной скучной архитектуры по соседству. Стиль здания – романтический модерн. Вытянутая башня делает его зрительно выше. Этой же миссии служат и псевдомансарды. Флюгер, как персонаж из сказок, указывает направление ветра и предвещает перемены. Оконные проемы, балконы и фронтон украшены лепниной. Все ее элементы настолько точно выполнены, будто это настоящие цветы навсегда застыли на фасаде здания», - говорится в описании дома на портале «Прогулки по Харькову».

Когда Харьков был столицей здесь работали Центральная контрольная комиссия КП(б)У и Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции.

Впоследствии, во времена СССР, здесь располагался НИИ литейного машиностроения.В настоящее время здесь находится банковское учреждение.

ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛИХОНИНА 

Сделав круг, снова возвращаемся на Сумскую. Почти по соседству с Домом «Саламандры» расположился Доходный дом Лихонина. 

Двухэтажный кирпичный особняк по будущей Сумской 19 был связан с именем владельцев известного в Харькове магазина платьев для состоятельных дам купцом Каппелем.

В начале 20 века здание приобретает для открытия доходного дома Михаил Орестович Лихонин, который проводит масштабную реконструкцию комплекса по проекту Михаила Иродионовича Дашкевича, в ходе которой центральное здание вдоль красной линии Сумской было надстроено на один этаж, с дворовой стороны к нему был пристроен замыкающий п-образный периметр, а фасады решены в стиле раннего барокко.

Спустя пять лет после окончания строительства Лихонин продает доходный дом существующему с 1865 года первому страховому обществу «Жизнь». Ему он и принадлежал вплоть до переворота 1917 года.

«Горизонтальное членение первого яруса с львиными маскаронами прямоугольных оконных проемов, изящные балюстрады и чередующиеся треугольные и арочные разорванные сандрики на кронштейнах с листьями аканта второго, рисунок французского руста перечеркнутый строгими линиями замкового камня центрального фасада выгодно подчеркивают боковые и центральный ризалиты, модильоны, профилированный карниз большого выноса, львиные и женские маскароны, колонны ионического ордера, картуши, две мужских кариатиды, на плечах которых покоится балкон, а так же декорированные розетками надстройки парапета. Утонченную симметрию раннего барокко доходного дома Лихонина нарушает лишь проездная арка рядом с центральным входом», - описывают дом в путеводителе по Харькову.

Здание сохранило свой вид и сейчас, здесь располагаются офисы, магазины, кафе.

Источник: СтройОбзор