Геннадий Кернес рассказал о гостиницах, транспорте и подготовке Харькова к ЕВРО 2012

- Геннадий Адольфович, завершился еще один год подготовки Харькова к Евро-2012, его итоги? Какие выводы сделаны?

- Нашей главной задачей в этом году было следующее: выполнить в полном объеме условия договора между УЕФА и нашим городом. Основное внимание уделялось подготовке инфраструктуры чемпионата - стадиона и прилегающей территории, тренировочных центров, аэропорта, гостиничного хозяйства, муниципальных дорог. Мы успешно презентовали Харьков на первой жеребьевке в Варшаве, летом показали миру и харьковчанам логотип принимающего города, а совсем недавно презентовали в Харькове талисманы УЕФА ЕВРО 2012тм.

Важно, что в 2010 году мы перешли от концептуальных разработок к конкретной работе по всем направлениям. Все вопросы, связанные с подготовкой к турниру, находятся под пристальным вниманием городского совета, областной государственной администрации, областного совета, создан единый Организационный комитет.


- Как финансировались главные объекты, что брало на себя государство, а что - город? Все ли выделенные из бюджетов средства использованы и каковы финансовые планы на следующий год?

- За весь период подготовки города к турниру на первом месте по объему финансирования – государственный бюджет, потом – городской, областной - на третьем месте. В 2010 году эти пропорции сохранились: 555 млн. грн. дало государство, из городского бюджета Харькова выделено почти 200 млн. грн., из областного - 37 млн. грн.

Практически все освоено, за исключением 13, 5 млн. грн. государственной поддержки строительства метро, которые пришли в последних числах декабря 2010 года. Но и они будут использованы по назначению.

Помимо запланированного финансирования, из городского бюджета в 2010 году Харьковским городским советом предоставлены преференции 11 субъектам хозяйственной деятельности, объекты которых задействованы в подготовке города к Евро-2012. Они были освобождены от взносов за пользование земельными участками и от взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города.

Что касается финансовых планов на текущий год, мы направили свои предложения Национальному агентству по вопросам Евро-2012 на общую сумму 1588,88 млн. грн., запланированных в Государственной программе на текущий год и с учетом недофинансирования за 2010 год. Они пойдут, прежде всего, на стадион и аэропорт, обновление троллейбусов и трамваев, строительство новой станции метро «Проспект Победы», закупку диагностического оборудования для медицинских учреждений, реставрацию и ремонт объектов культуры.


- С Европейской футбольной ассоциацией подписаны обновленные маркетинговые рекомендации относительно проведения чемпионата Европы. Что изменилось в новом договоре для Харькова?

- Принципиальным отличием условий нового договора от предыдущей версии является то, что УЕФА поможет городу в обустройстве и организации работы фан-зоны. Также предусмотрены льготы по билетам на матчи для принимающих городов, система бронирования билетов для жителей города и области. Больше внимания уделено и продвижению бренда принимающего города, размещению рекламы на стадионе.


- На совещании в столице, где вы присутствовали вместе с другими руководителями принимающих городов, Мартин Каллен выдвинул ряд требований к харьковскому стадиону "Металлист". Что там еще предстоит сделать, какие сроки для этого определены? Уложитесь в них?

- Стадион «Металлист» - главный объект города к Евро-2012, и его реконструкция подходит к завершению, устраняются замечания экспертов УЕФА. Так, сегодня идет модернизация системы энергообеспечения стадиона, благоустройство помещений Южной, Северной и Восточной трибун. Международными консультантами разрабатывается план управления стадионом в день матча. «Силовики» города и области также готовятся работать в новых условиях. Уже весной 2011 года начнется программа по подготовке стюардов.

Еще одним важным звеном в подготовке стадиона станет создание медиа-центра. На сегодня разработан и согласован с УЕФА эскизный проект реконструкции здания «Завод им. Фрунзе» и начаты подготовительные работы. Все работы по данному объекту будут выполнены в 2011 году.
По требованиям УЕФА у стадиона должен быть единый оператор, который целостно будет отвечать за организацию жизнедеятельности объекта, проведение матчей и безопасность людей. Им станет футбольный клуб «Металлист», который имеет большой опыт организации футбольных матчей, в том числе и международного уровня.

Хотелось бы добавить, что решением сессии городского совета в 2011 году на завершение реконструкции стадиона из городского бюджета будут выделены средства в размере 15,7 млн. грн. Таким образом, все проблемные вопросы по реконструкции стадиона будут решены, что позволит ввести его в эксплуатацию, в соответствии с требованиями УЕФА, до июня 2011 года.


- Как обстоят дела на еще одном главном объекте Евро-2012 - в международном аэропорту? Когда Харьков сможет принимать большие пассажирские самолеты?

- Аэродромный комплекс, который строится за счет государства, готов на треть. На 99% выполнены работы по перронам. Все идет к тому, что до конца года аэропорт будет готов к самым большим лайнерам. Работы по терминальному комплексу и привокзальной площади финансируются за счет средств компании DCH. В августе прошлого года введен в эксплуатацию новый терминал, который уже полностью обеспечивает внутренние и международные рейсы на прилет и отлет. В старом здании аэровокзала уже началась реконструкция, и поскольку это историческое здание, все согласовывается в Комитете культурного наследия Украины.


- Геннадий Адольфович, успеет ли Харьков к Евро-2012 привести в порядок дороги, ведь до чемпионата по футболу осталось не так уж много времени? Какие планы на 2011 год?

- Основное внимание уделяется протокольным маршрутам движения гостей и участников чемпионата. Нам необходимо выполнить работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на дорогах города общей протяженностью 200 км. Средства для этого предусмотрены и в городском, и в государственном бюджетах.


- Не могу не спросить о гостиницах. Именно они были краеугольным камнем в предыдущие годы подготовки Харькова к Евро-2012. А как сейчас?

- Все по плану. Более 50 отелей готовят имеющиеся номера, девять – расширяются, 12 гостинниц - на стадии строительства. Основное требование УЕФА к нам – это почти три тысячи мест оговоренной «звездности» для так называемой целевой группы, и они будет обеспечены обязательно. Собственники 43 отелей уже подписали договоры с компанией-оператором по размещению целевых групп УЕФА на общее количество 2587 номеров, а это - 94% от необходимого. Существующий дефицит номерного фонда, а это 178 номеров, будет устранен за счет объектов, которые гарантированно закончат все работы в этом году.


- Часть гостей чемпионата будут жить, согласно договору между двумя городами, в Полтаве. Каким транспортом болельщики из других принимающих городов будут добираться в Харьков? На чем, кроме метро, передвигаться в самом городе?

- Хотелось бы подчеркнуть, что основной пассажиропоток болельщиков из Харькова во время проведения Евро-2012 ляжет на львовское направление, потому что три матча группы Б пройдут в столице и Львове. Таким образом, болельщики столкнутся с проблемой преодоления расстояния в 870 км. Уже сегодня 2200 пассажиров могут воспользоваться ежедневными услугами 
6 пар поездов, потратив на дорогу в среднем 18-20 часов. К сожалению, в данный момент прямое автобусное и авиационное сообщение отсутствует. Но в 2012 году после того, как международный аэропорт «Харьков» начнет работать в полную силу, планируются регулярные и чартерные рейсы. Хочу обратить ваше внимание, что во время чемпионата количество чартерных рейсов будет напрямую зависеть от количества болельщиков, которые приедут в Украину. В большей степени вопрос организации чартерных авиаперевозок будет относиться непосредственно к УЕФА, а именно к аккредитованной ими туристической компании.

Что касается киевского направления, то на сегодняшний день по данному пути следования ежедневно курсируют 11 пар поездов и один скорый поезд повышенной комфортности, а с центрального автовокзала города отправляются 14 комфортабельных автобусов (рейсов). Таким образом, ежедневно около 5 тысяч человек могут попасть в столицу Украины, проведя в пути не более 8 часов.

Самым близким принимающим городом в географическом плане является Донецк. Туда ходят 6 пар поездов и 7 автобусов.

Безусловно, во время Евро-2012 количество поездов и автобусов во всех направлениях будет увеличено. На данный момент специалисты проводят расчеты оптимального количества ежедневных рейсов. Еще одним важным шагом к улучшению качества перевозки пассажиров станет внедрение высокоскоростного движения поездов. В связи с этим руководство железной дороги закупило 10 высокоскоростных поездов, которые полностью соответствуют европейским стандартам и смогут развивать скорость до 160 км/час, а это преодоления расстояния от Харькова до Киева за 3,5 часа.

Что касается передвижения в городе: городской совет разрабатывает концепцию транспортного обеспечения болельщиков во время проведения Евро-2012. Она предусматривает создание единого центра контроля за пассажирскими перевозками, внедрение единого билета, организацию работы так называемых буферных зон и курсирование «шатл-басов» (автобусов большой вместимости) между основными инфраструктурными объектами турнира. Для этого мы уже купили 16 новых автобусов большой вместимости. В 2011 году запланировано приобретение еще 11 подобных автобусов и 97 троллейбусов.


- А чем первая столица собирается поражать участников и гостей Евро-2012?

- Прежде всего, самой большой фан-зоной, которая будет расположена на центральной площади города – площади Свободы. На ней смогут находиться до 75 тысяч человек одновременно. Фан-зона будет работать с 8 июня по 1 июля 2012 года включительно. Помимо трансляции футбольных матчей, там будут концертные шоу-программы. Отдельная программа готовится на дни открытия и закрытия финала Евро-2012. Уже вовсю идут работы над центром развлечений в центральном Парке культуры и отдыха им. М. Горького. Это будет настоящий украинский «Диснейленд» с самым большим (55 метров) колесом обозрения, «американскими горками», комплексом для любителей экстремальных видов спорта и другими развлечениями. Он откроется к 1 июня 2012 года.


Светлана Галаур, газета "Урядовый курьер", № 15 от 27. 01. 2011 г.