Квартиры для участников АТО: за чей счет банкет

В феврале Кабмин внес на рассмотрение законопроект, согласно которому участники АТО и их семьи по программе доступного жилья могут получить компенсацию в размере 50% от стоимости квартиры.  

Новости, речь в которых идет о льготах, помощи, выделении средств, как правило, воспринимаются как позитивные и автоматически ставят галочку в списке "добрых дел". Но пообещать – еще не значит сделать. Эксперты уверены: бюджетных средств на реализацию этой идеи нет.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТАРОЙ ПРОГРАММЫ  

Зарегистрированный 16 февраля законопроект уже одобрили в комитете по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства: "Рекомендовать включить в повестку дня четвертой сессии и по результатам рассмотрения в первом чтении принять за основу и в целом как закон". Можно не сомневаться, что проект и дальше получит только положительные отзывы, после чего станет полноценным законом.

Так, согласно документу, социальная господдержка для участников АТО - проще говоря, трансформация программы "30 на 70", в рамках которой семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывалась господдержка в размере 30% от нормативной стоимости жилья. То есть, теперь для военных этот процент поднимут до 50-ти.  

Кстати, по поводу "30 на 70" – на сегодня Минрегион предлагает Раде возобновить финансирование этой жилищной программы, которая начала реализовываться в 2010 году, но два года назад была приостановлена в связи с отсутствием финансирования. В январе 2014 года, когда программа еще действовала, Минрегион сообщал о том, что в госбюджете предусмотрено 100 млн. грн. для ее реализации. А когда в 2015 году в правительстве также поднимали вопрос о возобновлении программы, тогда размер ее финансирования из госбюджета ожидался на уровне 1 млрд. грн.

Теперь к этим средствам придется добавить еще немалую сумму, с помощью которой нужно, во-первых, возобновить "30 на 70", а, во-вторых, предусмотреть дополнительные деньги на льготы для военных. Не нужно быть экономистом, чтобы подсчитать, что ранее заявленная сумма должна вырасти как минимум в два раза.  

А СРЕДСТВА НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

Открытым и, наверное, самым болезненным на сегодня остается вопрос – где взять деньги?

Согласно правилам подачи законопроекта на рассмотрения, в пояснительной записке к нему должен быть такой пункт как финансово-экономическое обоснование. Вот, что сказано в этом самом обосновании к нашему законопроекту: "Государственная поддержка в размере 50% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или льготного ипотечного жилищного кредита лицам, на которых распространяется действие пунктов 19 и 20 части первой статьи 6 и абзацев четвертого, шестого и восьмого пункта 1 статьи 10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", будет предоставляться в пределах средств, предусмотренных Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год на выполнение Государственной целевой социально-экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 - 2017 годы".

Но, как сообщал ранее член парламентского комитета по строительству Петр Сабашук, на сегодня средства в бюджете предусмотрены только на покрытие процентов по уже существующим договорам. Но никак не по новым, которые (и это следует ожидать) захотят заключить многие льготники.

Так что на практике все обстоит немного иначе, и в сегодняшних реалиях поддержать ветеранов АТО, впрочем, как и других нуждающихся, могут только местные советы за счет средств местных бюджетов.

Как пример, такая практика есть в Харькове. По словам заместителя Харьковского городского головы – директора Департамента экономики и коммунального имущества Михаила Фатеева, кредит для участников боевых действий в зоне АТО, предоставляется на 15 лет. Первоначальный взнос его составляет 5%.

"Эта программа действует с декабря прошлого (2015 – прим.) года. Кредит на квартиру по этой программе пока оформил один участник АТО", – сообщал ранее Михаил Фатеев.

По сути, приятие закона как такового в этом случае не требуется, но опять же – все упирается в финансы.

СОЦИАЛЬНЫЕ НЕДОВОЛЬСТВА

Еще одним камнем преткновения в этом вопросе может стать смешенная система выдачи квартир и льготных кредитов на жилье воинам АТО с общей очередью.

Согласно законодательству, обязательным условием участия в льготных программах жилищной господдержки является нахождение на очереди на квартиру.

К примеру, сегодня только в столице эта очередь составляет 117 тыс. семей, из которых около 12 тыс. – это льготники с внеочередным получением жилья, 40 тыс. – с первоочередным, 65 тыс. – на общих основаниях.

"Даже с учетом того разнообразия госпрограмм поддержки жилищного строительства, которое существовало до кризиса, очереди двигались со скоростью не более 2-5% в год. Сегодня Фонд содействия молодежному строительству предлагает вообще ликвидировать очередь для участников АТО и их семей. То есть в одной только столице появится еще 20 тыс. желающих получить льготную квартиру вне очереди", – отметил столичный эксперт, руководитель отдела продаж ЖК "ParkStone" Дмитрий Шостя.

Эксперты опасаются, что такие нововведения, помимо экономических преград, вызовут еще и социальные недовольства.

Источник: СтройОбзор