Строительная реформа в Украине провалилась?

Февраль 2011 ознаменовался кардинальным вторжением в систему градостроительного законодательства Украины. Тогда Верховная рада приняла закон о регулировании градостроительной деятельности и отменила закон о планировании и застройке территорий. Нововведения вступили в силу в марте 2011 года.

Под лозунгами упрощение разрешительных процедур была изменена концепция реализации строительных проектов. Новая концепция раскрывается в 24-й статье закона.

При отсутствии плана зонирования или детального плана территорий, сказано там, предоставление участков коммунальной или государственной собственности в собственность, пользование физическим или юридическим лицам для строительства запрещается.

Хотя нормы, устанавливающие ограничения, вступают в силу с 1 января 2012, они действуют уже сейчас. Многие муниципалитеты отказывают компаниям и в приватизации, и в отведении земельных участков под застройку.

Это объясняется тем, что ключевые процедуры при реализации строительного проекта связаны с соблюдением требований градостроительной документации. К таким процедурам относятся разработка землеустроительной документации и реализация права на застройку, которые должны осуществляться в соответствии с градостроительной документацией.

Как мы и прогнозировали, с вступлением закона в силу была парализована разрешительная и инвестиционная деятельность в строительстве, пишет Еправда. Уже 2,5 месяца в Украине невозможно приступить к реализации новых проектов, поскольку отсутствуют правовые возможности получения градостроительных условий и ограничений - первого разрешительного документа.

Причина проста: отсутствует порядок выдачи, который должен быть утвержден правительством.

Уникальность ситуации в том, что даже с появлением упомянутого постановления выдача градостроительных условий и ограничений будет возможна только при наличии детального плана территории и генерального плана населенного пункта - если речь идет о строительстве в населенном пункте, или схемы планирования территории - если за его пределами.

При этом, согласно закону, детальный план территории должен содержать не только градостроительную часть, но и план земельно-хозяйственного устройства.

Утвердить детальный план территории в новых условиях даже за средства инвестора тоже невозможно, ибо этот процесс сдерживается отсутствием ряда документов, которые должны принять Минрегионстрой, Госкомзем и Кабинет министров.

Игра с цифрами о том, сколько "разработано и принято документов на исполнение закона" мало кого впечатляет, поскольку качество наскоро принятых актов невысока. Следовательно, вскоре они будут меняться, что не способствует активизации строительства.

С 13 мая 2011 можно получить разрешение на строительство или подать декларацию о его начале, поскольку вступило в силу постановление правительства от 13 апреля.

Однако актуальным остается вопрос о присвоении объекту категории сложности, ведь это ключевой вопрос при определении разрешительного алгоритма. Ошибка грозит получением статуса объекта самовольного строительства и ответственностью заказчика и его должностных лиц - административной, финансовой, уголовной.

Строительную реформу решили превратить в строительный эксперимент. Очевидно, что закон сдерживает инвестиционную активность. Похоже, это спланированная акция по подрыву реформаторского имиджа правительства.

Девелоперы и заказчики строительства пока молчат - еще верят и ждут, что действительно будут упрощения. Самое время признать провал реформы и начать работу по совершенствованию закона о регулировании градостроительной деятельности. С просьбами об этом к премьеру обратились депутаты городских советов и народные депутаты.


Источник: Домик