Вернемся ли мы в офисы в 2021 году - мнение

Андрей Рыжиков

Ковид поставил рынок офисов в интересное положение: весной три месяца мы просидели на жестком картине, по сути это был локдаун. Большая часть офисов фактически не функционировали – физически туда, конечно, можно было попасть, но поскольку не работал общественный транспорт, сделать это было крайне сложно.

Как сообщил СтройОбзору СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution Андрей Рыжиков, эта ситуация не была признана форс-мажором, поэтому арендодатели жестко пытались получать свою арендую плату.

«Государство сделало смягчение в виде отмены арендной платы за землю, что давало возможность арендодателю дать скидку арендатору в размере около 7%. Но, во-первых, это сделали не все, во-вторых, прогрессивные арендодатели без этого шли на встречу арендаторам и давали скидки от 20 до 70% в зависимости от договорных условий. Некоторые же держали стоимость аренды жестко на 100% – бизнес нес убытки и это все провоцировало расторжение договоров и переезды», – отметил он.

Основной тенденцией сразу после выхода из локдауна стала оптимизация затрат – компании сокращали персонал или частично переводили его на удаленную работу, в связи с чем старались договориться с арендодателями об уменьшении арендных платежей, уменьшении площади или смене локации.

«Весной все были уверены, что история с ковидом быстро закончится, но этого не случилось и на конец года мы имели проседание рынка по арендным ставкам в среднем 10-15%. Вакантность, по разным оценкам, выросла до 12-14% с 5-6%, которые были до карантина. В Новый год мы вошли с нежестким локдауном и непредсказуемым развитием событий феврале-марте, соответственно бизнес запасается финансовым ресурсом, чтобы в эти месяцы иметь возможность оплачивать основные затраты», – отметил эксперт.

Те же бизнесы, у которых физически заканчивались достаточно жесткие неразрывные договора в декабре, с нового года начали искать себе более комфортные условия, поэтому активность на рынке аренды офисов с ремонтом продолжится – летом и осенью небольшие офисы с ремонтом уходили, как горячие пирожки.

«Прогноз на 2021 год делать сложно. В любом случае бизнесу нужно работать. Карантин показал, что стопроцентная онлайн-работа у большинства не получается, офлайн все равно нужен. Поэтому мы переориентируемся на гибкие офисы, куда сотрудники будут приходить на встречи и для коммуникации», – подытожил Андрей Рыжиков.

465 просмотров