Промзоны столицы застраиваются по принципу "одеяло из лоскутов" – эксперт

Столичные застройщики начинают активно осваивать промышленные зоны. Это связано, в первую очередь, с минимальным количеством свободных участков под жилую застройку в городе. Кроме того, промышленные площадки обладают достаточным размером территории для создания комплексной застройки с инфраструктурой и благоустройством. Но существует риск, что без содействия и контроля со стороны властей, такая застройка приведет к серьезному увеличению нагрузки на существующую транспортную и социальную инфраструктуру города.
"В большинстве стран постсоветского пространства распространенным является опыт комплексного редевелопмента промзон и создания программ развития на период 5 – 10 лет. Городские власти при этом самостоятельно и за свой счет подводят к развиваемым районам транспортные пути, строят новые станции метро, обеспечивают подвод основных инженерных коммуникаций, разрабатывают и утверждают детальный план территории с проработкой посадки жилых и общественных зданий, объектов необходимой инфраструктуры. В большинстве случаев, крупные промзоны делятся на земельные лоты с конкретным целевым назначением: строительство жилых домов, ТРЦ, гостиниц, прочее. И застройщик при этом не имеет права, скажем, приобрести участок с целевым назначением для строительства отеля, и построить на нем жилой дом. Это же касается и строительства объектов социальной инфраструктуры – если они четко обозначены в детальном плане территории и прописаны в обязательствах застройщика, отказ от их строительства приведет к потере права застройки участка", - рассказала СтройОбзору руководитель аналитического департамента девелоперской компании "Интергал-Буд" Анна Лаевская.
В украинских же реалиях городские власти занимают гораздо более пассивную позицию. Она отмечает, что у города есть список промзон, которые он считает "перспективными".
"Даже если застройщик захочет развивать этот район, ему придется самостоятельно разработать ДПТ, причем, не только на тот участок, где будет строиться объект, а сразу на несколько десятков, а то и сотен соседних гектаров. При этом создание необходимой транспортной и инженерной инфраструктуры полностью ложится на плечи застройщика, а строительство важных объектов социальной инфраструктуры (школы, садики) возможно только за счет потери части территории участка и продаваемой площади, так как город не готов выделять участки под ее строительство и предоставлять льготы застройщикам. Более того, есть ряд прецедентов, когда город передавал под коммерческую застройку площадки, которые изначально были отведены по генплану под строительство социальных объектов", - отметила эксперт.
По ее словам, развитие промышленных зон по принципу "одеяла из лоскутов" без утвержденной программы редевелопмента приведет к бессистемной застройке, к игнорированию потребности города в транспортных развязках и объектах социальной инфраструктуры. А решением может стать только инвентаризация промзон и создание комплексной программы их освоения.